Дидактические задания по физике |
Пример задания по теме "Колебания и волны. Интерференция." |
Вариант 11- 2.
1. Ученик определил, что маятник длиной 80 см совершает 50 колебаний за 90 с. Какова погрешность в определении ускорения свободного падения по данным этого опыта?
2. Емкость конденсатора колебательного контура приемника, меняется от 10 до 100 пФ, а индуктивность катушки 50 мкГн. В каком диапазоне длин волн может работать приемник?
3. Радиолокационный сигнал возвращается обратно через 20 мкс. Каково расстояние до цели?
4. Трансформатор, включенный в сеть, работает сколь угодно долго, но, если вынуть из него стальной сердечник, перегорает. Почему?
Показать материал полностью и распечатать.
Урок решения этих задач мы проводим после того, как изучим темы "Механические колебания", "Электрические колебания", "Волны". До этого наши мы с нашими учениками, конечно, решаем отдельные задачи: в качестве примера на уроке, задаем на дом из учебника или задачника, а также тестовые задания 11-4, 11-5, 11-6, но именно урок, посвященный самостоятельному решению задач (при возможности обсуждения материала задач с учителем), мы проводим именно теперь, когда появляется счастливая возможность увидеть единым взором все доступные школьнику виды колебаний и волновых процессов одновременно для образования "куста ассоциаций" знаний по данной теме.
Эти ассоциации рождаются из сходности вида графиков колебаний различного вида, изображения волн, из аналогичного вида уравнений разного рода колебаний и волн и т.д. Такое ассоциирование по аналогии позволяет помнить меньший объем информации, облегчает работу ученика. Оно же приучает осознанно находить различия в работе с графиками и уравнениями, иными способами описания колебательных и волновых процессов.
Аналогия - ключевое слово в изучении темы, начиная с проведения аналогии между механическими колебаниями и движением тела по окружности и кончая аналогиями всех колебательных и волновых процессов в природе. На нее мы и опираемся в решении задач по данной теме.
Ответы к задачам 11 - 2.
*) Во всех задачах принято приблизительно считать g=10 м/с2. Значения табличных величин учащиеся самостоятельно берут из справочников, вследствие чего ответы в некоторых задачах могут немного отличаться от указанных ниже.
задача/вариант | 11 - 2 - 1 | 11 - 2 - 2 | 11 - 2 - 3 | 11 - 2 - 4 | 11 - 2 - 5 | 11 - 2 - 6 | 11 - 2 - 7 | 11 - 2 - 8 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Δg = 0,07 м/с2; ε = 0,7% |
u = 310Cos100пt | x = 0,06Cos4пt/3; 0,03 м | 2 с | 7,1 см | x = 0,02 Cos10t | нет, т.к 0,5 Гц ≠ 2 Гц |
9,4 см |
2 | 42 м ... 133 м | 2,5 м/с | нет, т.к. ν0 = 2654 кГц | 0,5 мкФ | 1,4 мм | нет, т.к. ν0 = 3,2 МГц | 13,8 А | 50 А |
3 | 3000 м | максимум | п/2 | 6 м | k = 19,5 - минимум | 100 кГц | максимум | k = 3,5 - минимум |
4 | - | 717,5 м | увеличится в 2 раза | увеличилась | 0,197 А | накал уменьшится | увеличиваться | комар |