Дидактические задания по физике

Пример задания по теме "Плотность вещества. Масса и вес тела."

<<< ВСЕ МАТЕРИАЛЫ


Вариант 7- 2 - 1.

1. Сколько весит мальчик массой 40 кг?
2. Какова масса стула, который весит 20 Н?
3. Сколько весит алюминиевый брусок объемом 0,5 куб.м.?
4. Сколько весит кирпич, если его длина 23 см, ширина 10 см, а высота 75 мм?

Показать материал полностью и распечатать.

Для решения задач мы отводим специальные уроки, посвященные только решению задач. Нет много времени на эти дела, поэтому в уроках решения задач мы соединяем в один блок сразу несколько тем. Есть на это и другая, более веская причина. Соединяя в одном блоке (щетининский метод погружения) материал разных уроков (для ученика никак не связанных между собой), мы способствуем образованию столетовского "клубка ассоциаций", обладающего огромной живучестью в сознании ученика, отдельные же уроки умирают в детской памяти, как бабочки-однодневки.

На этих уроках мы приучаем детей говорить с учителем о решаемой задаче. В говорении проявляется мышление. Нет возможности говорить с кем-то вслух, нет и активного мыслительного процесса. Обсуждая с учеником задачу, мы не стремимся подсказать ее решение, а стремимся разговорить ученика, спровоцировать "рассуждалки-обсуждалки", чутко относимся к тупиковым ситуациям, состояниям ступора, ищем возможность обойти образовавшееся препятствие, случается, что в такой ситуации и подскажем продуктивный ход. Никогда не говорим ученику: "Думай!". Он и так старается думать, только еще не умеет этого делать. Часто под словом "думай" ученик подразумевает "вспомни", что далеко не одно и то же. "Думай" у нас - это говори вслух, рассуждай, выстраивай логическую цепочку. Сам ученик в этом возрасте к этому оказывается часто не готов, наша задача разговорить его. Только не позволяйте своим ученикам "выдаивать" из вас решения - дети такие проходимцы, что нам взрослым и не снилось! Мы не требуем от ученика решить непременно все задачи, начетничество здесь неуместно, особенно, когда начинают попадаться хитрые задачки.

Задание 7-2 состоит из 6 вариантов по 4 задачи в каждом. Широко используются внесистемные единицы для длины, площади и объема. Пока берем задачи на плотность достаточно простые. Необходимо помнить, что нам не только плотности научить надо. Для многих учеников все еще трудно привыкнуть к способу оформления решения задач, принятому на уроках физики, некоторые пытаются оформлять так, как их учили на математике. Все внове, а потому учителю не следует торопиться с самой плотностью, для этого еще будет время (например при изучении архимедовой силы). Тем не менее, уделяем много внимания формированию основных понятий, понятию веса тела, четко разделяем массу и вес.
В первой задаче как раз и предлагается вычислить веса тела по его массе.
Вторая задача является обратной по отношению к первой. Несмотря на всю простоту обратные задачи очень важны, они формируют диалектический характер взаимосвязи величин. Если к этим двум вы сумеете добавить противоположную задачу и обратную противоположной, да еще дадите домашнее задание на придумывание условий задач по данной теме, то вы достигните в понимании физических соотношений большого успеха (П.М.Эрдниев). Это и есть образование человека, а вовсе не то, что мы думаем - умение всего навсего найти числовой ответ. Дети, получившие образование в предмете, принципиально отличаются от детей просто что-то знающих.
Третья задача - в два действия, используем плотность для нахождения массы, которая потом служит для нахождения веса.
Четвертая задача предполагает сперва вычислить объем, потом по нему массу, а затем - по массе и вес тела.

*) Во всех задачах принято приблизительно считать g=10 Н/кг=10 м/с2. Значения табличных величин учащиеся самостоятельно берут из справочников, вследствие чего ответы в некоторых задачах могут немного отличаться от указанных ниже.

Ответы к задачам 7 - 2.

задача\вариант 7 - 2 - 1 7 - 2 - 2 7 - 2 - 3 7 - 2 - 4 7 - 2 - 5 7 - 2 - 6
1 400 Н 50 Н 37 кг 80 кг 700 Н 11,3 кг
2 2 кг 487,5 кг 20 кН 1420 Н 4 т 24 Н
3 13,5 кН 6,6 кН 850 Н 9 Н 48 Н 26 Н
4 27,6 Н 1238,4 Н 20 кН 500 Н 8,9 Н 10,5 кН

Яндекс цитирования