Дидактические задания по физике

Пример задания по теме "Простые механизмы."

<<< ВСЕ МАТЕРИАЛЫ


Вариант 7- 7 - 1.К задачам 2, 3, 4

1. Почему дверную ручку прикрепляют не к середине двери, а у её края?

2. Будет ли находиться в равновесии рычаг? См. рис.

3. Блоки находятся в равновесии. Что показывает динамометр? См. рис.

4. Вверх или вниз будет двигаться груз весом 1 Н? См. рис.

5. С помощью рычага из воды поднимают стальную деталь объемом 0,01 куб.м. Какую для этого приходится прикладывать силу, если плечо этой силы больше плеча груза в 5 раз?

6. Какой выигрыш в силе дает гидравлический пресс, имеющий поршни площадью 2 и 400 кв.см. Масло накачивают рычагом, плечи которого равны 10 и 50 см?

Показать материал полностью и распечатать.

 

Задание 7-7 состоит из 8 вариантов по 6 задач в каждом. Наша цель - научить использовать простые механизмы для тех или иных практических целей. Это сделать непросто, в связи с этим мы не отягащаем это задание другими целями (оставив в покое, например, темы "Вес тела" и "Плотность вещества"). Но чтобы эта тема не оказалась совершенно изолированной от всего курса физики 7-го класса, позволим себе в одной из задач привлечь архимедову силу. После раздачи заданий требуется объяснить ребятам, какой рисунок, к какой задаче относится (задания 2, 3, 4). Следует обратить внимание на то, что на рисунках даны не только ситуации к задачам, а также некие цифровые данные. Кое о чем нужно догадаться, например, если грузики, вес которых не обозначен цифрой, выглядят как примерно одинаковые, то их следует считать таковыми. Штриховка на рисунках показывает места крепления нитей. Если ребенку трудно предствить себе условие задачи, мы на учительском столе всегда держим пару штативов с лапками, пару блоков, динамометр и набор грузиков, чтобы иметь возможность показать ситуацию реально. Нам хочется, чтобы ребенок мыслил как мы, но такой возможности бог ему, может быть еще и не дал. Чаще опирайтесь не на абстрактное мышление, а на более простое наглядно-действенное. Интеллектуальных потерь это в себе не несет. Следите за тем, чтобы ученики умели отличать подвижный блок от неподвижного.

Первая задача качественная, на нее от ученика требуйте развернутый ответ с обоснованием. Такого обоснования могут требовать и другие задачи (в варианте 7-7-1 это задачи 2, 3, 4).
Вторая задача на применение рычага. Деления на рычаге тоже необходимо использовать в качестве данных. Можно им сопоставить условные единицы длины, а, если такая абстракция пока недоступна школьнику, пусть примет такой масштаб: одно деление на рычаге - один метр. Обращайте внимание в беседах с решающими задачи на практическую сторону, например, возможность выйгрыша в силе или расстоянии при использовании того или иного механизма на примере задач из их карточки. Точка О и треугольничек под рычагом обозначают место опоры рычага (ось вращения).
Третья задача на блоки. Пружинка на всех рисунках означает динамометр.
Четвертая задача снова на рычаги, обращайте внимание на правильность исчисления учеником длины плеч той или иной силы.
Пятая задача на применение рычагов или блоков для подъема груза, когда на груз еще действует архимедова сила.
Последняя задача на гидравлическую машину. Обратите внимание, что при комбинации различных механизмов выигрыш в силе всех вместе находят произведением выигрышей отдельных механизмов.

*) Во всех задачах принято приблизительно считать g=10 Н/кг=10 м/с2. Значения табличных величин учащиеся самостоятельно берут из справочников, вследствие чего ответы в некоторых задачах могут немного отличаться от указанных ниже.

Ответы к задачам 7 - 7.

задача\вариант 7 - 7 - 1 7 - 7 - 2 7 - 7 - 3 7 - 7 - 4
1 - - - -
2 нет, грузы одинаковы, а плечи разные 3 Н 4 см 24 Н
3 4 Н 2 Н 4 Н 4 Н
4 вверх 48 Н 90 Н вверх
5 136 Н 68 Н 600 Н 110 Н
6 1000 раз 75 % 80 Н 62,5 %
задача\вариант 7 - 7 - 5 7 - 7 - 6 7 - 7 - 7 7 - 7 - 8
1 - - одинаково -
2 4 Н 18 Н нет, у большего груза больше плечо 20 см
3 3 Н 3 Н 64 Н 3 Н
4 24 Н 1 см 2 деления вверх
5 150 Н 600 Н хватит, нужна сила всего 160 Н 17 Н
6 50 см 160 кН 5 Н 62,5 %

Яндекс цитирования