<<< ВСЕ МАТЕРИАЛЫ
11 класс.
Изучение характеристик звука.
Задание для дистантного обучения 11-6-sound.

ИЗУЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ЗВУКА

Звуковой генератор
Акустика - раздел физики, изучающий звук. Любой, самый сложный звук можно представить себе как сумму синусоидальных колебаний. По этой причине для настройки и проверки звуковоспроизводящей аппаратуры достаточно использовать простые гармонические колебания.
Такие субъективные характеристики звука, как громкость, высота тона, тембр однозначно могут быть представлены через физические параметры звуковой волны.
Ваша задача в этой работе найти соответствие между субъективным восприятием звука и физическими параметрами звуковой волны.
Установка (см. слева). Вам предложен электронный имитатор звукового генератора. Таким образом вам необходимо для этой работы иметь еще и наушники (динамики). В генераторе вы можете менять частоту звука слайдером "Частота" (в пределах одной октавы), менять амплитуду звуковых колебаний слайдером "Амплитуда" (от 0 до 100 мм), а кнопкой "Играть/Стоп" можно включать и выключать генератор. Под ним вы увидите осциллограмму вашего звукового сигнала (по оси Х здесь отложено время t, а по оси Y - смещение мембраны наушника или динамика х). С её помощью вы сможете видеть электронный аналог ваших звуковых колебаний и судить об их характере. Можете включить генератор, подвигать слайдеры, чтобы освоиться с ним для последующей работы.
1. Будем исследовать, что такое амплитуда звуковой волны. Включите "Тип волны": синус, передвиньте слайдер "Амплитуда" влево до 0, а затем, внимательно слушая, и наблюдая за осциллограммой, начинайте передвигать слайдер до максимума. Запишите в черновик свои ощущения в изменении звука и соответствующие изменения в осциллограмме. Эти записи вам потребуются для чистовика отчёта о работе и для ответа на контрольные вопросы.
2. Теперь исследуем частоту колебаний звуковой волны. Поставьте слайдер "Амплитуда" в некое среднее положение, а слайдер "Частота" - в крайнее левое. Начинайте передвигать его понемногу вправо, следите за изменениями слышимого вами звука, а также параллельно за изменениями осциллограммы. Свои наблюдения и впечатления запишите в черновик. Если вы заметите, что вместе с изменением частоты меняется и громкость звука, то это субъективное ощущение. Кроме того на это может влиять тот факт, что в звуковом тракте вашего компьютера может работать регулятор тембра, он может менять громкость отдельных частот, и для нашего опыта его надо отключить.
В музыкальных синтезаторах есть возможность создавать звуки не только разные по громкости и высоте (различные ноты), но и менять форму звуковой волны так, чтобы с большой степенью достоверности имитировать звучание того или иного музыкального инструмента. Достигается это именно подбором формы самой звуковой волны, так и соответственным нарастанием и затуханием громкости каждой ноты. Пример простого синтезатора см. ЗДЕСЬ. Если вы обучены музыкальной грамоте, можете поиграть на таком синтезаторе с помощью клавиатуры вашего компьютера или же мышкой. Инструмент многоголосый, можете играть аккордами по несколько нот. Нажмите кнопки W, R, Y, чтобы услышать минорный аккорд. Затем вместо R нажмите 5, чтобы услышать мажорный аккорд. Если вы не знали, то музыка это настроение, эмоция, смена настроения, но никак не набор звуков и ритмов. Теперь поробуйте сопоставить такие субъективные характеристики звука, как громкость, высоту тона и тембр звучания физическим параметрам колебаний звуковой волны: частоте, амплитуде, наличию гармоник (форме звуковой волны), чтобы правильно ответить на контрольные вопросы. Десятичные дроби вводятся через точку. Округление прооизводить до двух значащих цифр.

1. Какой из параметров колебаний мы воспринимаем как громкость звука?
1) амплитуду колебаний звуковой волны;
2) частоту колебаний звуковой волны;
3) фазу колебания;
4) длину звуковой волны;
5) наличие гармоник.
Ответ №:


2. Какой из параметров колебаний мы воспринимаем как высоту тона?
1) амплитуду колебаний звуковой волны;
2) частоту колебаний звуковой волны;
3) фазу колебания;
4) длину звуковой волны;
5) наличие гармоник.
Ответы №:
3. Какой из параметров колебаний ответсвенен за тембр звучания?
1) амплитуда колебаний звуковой волны;
2) частота колебаний звуковой волны;
3) фаза колебания;
4) длина звуковой волны;
5) наличие гармоник.
Ответ №:

4. Какова длина звуковой волны в воздухе при её частоте 440 Гц? Скорость звука в воздухе принять как 330 м/с.
Ответ: м


5. Каков период колебаний звуковой волны частотой 440 Гц?
Ответ: мс
6. Сколько целых волн частотой 440 Гц уложится на длине 15 м?
Ответ: шт
7. Сколько половинок волн частотой 440 Гц уложится на длине 15.375 м?
Ответ: шт
8. Каков будет результат интерференции таких волн, если они встретятся в одной точке?
1) максимум громкости;
2) минимум громкости;
3) средняя громкость;
4) интерференция таких волн не возможна.
Ответ №:
9. За какое время звуковая волна пройдёт путь 15 м и вернётся обратно при частоте 440 Гц (см. рис.)?
Ответ: с
10. Можно ли будет услышать эхо по условию задачи 9?
1) да;
2) нет;
3) в задаче не хватает данных.
Ответ №:


© Н.В. Смирнов. 2020.