<<< ВСЕ МАТЕРИАЛЫ
Виртуальный учебный эксперимент. 11 класс.
Делаем невозможное: изобретаем светодиод.
Для дистантного обучения.


Делаем невозможное: изобретаем светодиод.

Зачем изобретать то, что уже давно изобретено? Пройдя кем-то ранее проложенным путем, ты почувствуешь, что значит изобретать.
Светодиод (LED -  light-emitting diode) – это полупроводниковый прибор с электронно-дырочным переходом, в котором при протекании электрического тока в прямом направлении создается электромагнитное излучение, как правило, в видимом спектре (свет).
Первый светодиод был создан в 1962 году Джеймсом Р. «Боб» Биардом. Первый в мире практически применимый светодиод, разработал Ник Холоньяк в 1962 году, и таким образом, он считается «отцом современного светодиода». 
Для начала надо будет хорошо понять, что такое свет, и как его получают, ведь изобретения рождаются не из одной только фантазии, но в первую очередь из ясного понимания. Свет это электромагнитная волна. В ряде случаев свет проявляет себя как поток фотонов, энергия одного фотона Е = hv. Свет излучается при торможении электронов, например, при переходе электрона в атоме с верхнего уровня энергии E2 на нижний E1. Тогда hv = E2 — E1. И все! Однако это надо понимать очень хорошо. Правда из ранее изученного, нам потребуется еще знать, как работает полупроводниковый диод (p-n-переход).

Светодиод - источник света, а свет мы уже умеем получать, для этого надо: (ПОДСКАЗКА: ... )
Накачивать атом энергией можно по-разному: нагреванием, электрическим током и даже тем же светом. А наиболее удобным будет электрический ток, а из всех собраний атомов - контакт двух полупроводников: там электроны при переходе из одного полупроводника в другой прыгают с определенных уровней, а значит излучают ЭМ волну вполне определенной длины. Как это происходит можно посмотреть, поиграв с анимацией "Полупроводники." (Дождитесь загрузки. А перевод с английского у них получился кривеньким, приносим извинения. Не обращайте внимания). Расположите слева n-полупроводник (зелененький), а справа p-полупроводник (красненький), и подайте напряжение, скажем, +1 В. Электроны попадая в n-область имеют бо'льшую энергию, а попадая в p-область - меньшую. Избыток энергии может излучаться только в виде ЭМ волны.
Таким образом диод с p-n-переходом уже является нужным нам генератором ЭМ волн. Вот только излучает он, как правило, в инфракрасном диапазоне (тепло), а нам надо в оптическом.
И что делать? Подскажите! ПОДСКАЗКА: ...
А разность уровней (энергия излучаемого кванта) зависит от материалов и примеси к ним. Экспериментируя с разными полупроводниками (а их в природе на так много), удалось подобрать такие пары, для которых излучение при падении электрона из n-области в p-область лежит в диапазоне видимых волн. Ура! Мы придумали светодиод.

КЛИКНИТЕ: ДАЛЕЕ. КОНСТРУКЦИЯ СВЕТОДИОДА. На рисунке справа вы видите красный корпус светодиода из эпоксидной смолы. Внутри два контакта "+" и "-". На положительном электроде расположен сам кристалл с p-n-переходом, отрицательный электрод - прозрачный, сквозь него происходит излучение света. К нему приварен тонкий проводок - вывод, соединенный со второй ножкой диода. При подключении диода в прямом направлении через диод идет ток, энергия которого и создает излучение. КПД таких простеньких светодиодов не велик, светоотдача слабая. Они используются во всякого рода индикаторах.

А подумайте сами, как можно увеличить КПД и светоотдачу светодиода? ПОДСКАЗКА: ...

А как нам получить светодиоды любого цвета? ПОДСКАЗКА: ...

А все-таки, как заставить один и тот же светодиод светиться разным цветом? Придумали? ПОДСКАЗКА: ...

А как сделать не цветной, а белый светодиод? Думай, ученик, думай! ПОДСКАЗКА:

А вы знаете, где применяются светодиоды? ПОДСКАЗКА: