<<< ВСЕ МАТЕРИАЛЫ
Виртуальный учебный эксперимент. 9 класс.
Функциональная грамотность: Проверка гипотезы.
Для дистантного обучения.

  Время = 0.0 сек. Масса бруска 70 г.
Угол α = 0 °
Путь s = 4 м
Проверка гипотезы: при движении бруска по наклонной плоскости скорость тела в конце отрезка прямо пропорциональна длине этого пути

ВАЖНО! При опытах по установлению зависимости/не зависимости одной величины от другой необходимо всегда следующее:
– установить зависимую величину;
– установить переменную;
– принять меры чтобы все остальные параметры были строго неизменны.
При проверке нашей гипотезы зависимой будет: ...
Переменной будет: ... При этом другие параметры не должны содержать неявной зависимости от зависимой величины. Зависимость ее должна быть однозначной.
Поэтому такие, например, величины, как ... , во время проведения опыта меняться не должны.
А теперь ПРОВЕРЬ СЕБЯ.
Иначе говоря, менять будем число длину пути (зеленым слайдером, см. анимацию справа), а следить за скоростью бруска в конце этого отрезка пути. А скорость будем вычислять по величине времени. Для этого в анимации есть датчик движения, таймер остановится, когда мимо него пройдет брусок. Вспомните: s = (v + v0)t/2, где v0 = 0.
Выберите из доступного в кабинете физики необходимое оборудование для работы и запишите его в тетрадь. Приборы и материалы: ...
ПРОВЕРЬ СЕБЯ.
Перед началом опытов в нашей анимации надо установить угол наклона плоскости красным слайдером и нажать кнопку "ПУСК!" Подумайте, какой угол (побольше или поменьше) даст наиболее точный результат измерения пути и времени. Какие длины пути следует выбрать для облегчения вычислений?
Подумайте, в какой форме удобно записать результаты опытов.
Проведите не менее трех опытов, по окончании - сформулируйте вывод, используя словосочетания из проверяемой гипотезы, дополните вывод, если удалось заметить новую закономерность. Выберите из известных вам физических законов/закономерностей, те что помогут вам обосновать полученный вывод/закономерность. Для проверки результатов и понимания ответьте на контрольные вопросы.

1. Проверить гипотезу в физике это значит ...

1. Проделать опыты, однозначно подтверждающие ее.
2. Проделать опыты, дающие однозначный результат.
3. Найти уравнение, описывающее данное явление, и с его помощью проверить верность данного предположения.
Ответ №:
2. Каков результат данного опыта? Из предложенных ниже утверждений выберите наиболее верное.

1. Результаты опытов не подтвердили гипотезу: мгновенная скорость обратно зависит от длины пройденного пути, ибо, чем больше путь, тем меньше ускорение.
2. Результаты опытов полностью подтвердили гипотезу: мгновенная скорость прямопропорциональна длине пути при постоянном ускорении: s = (v + v0)t/2.
3. Результаты опыта не подтвердили гипотезу: мгновенная скорость тела зависит как квадратный корень из длины пути при постоянном ускорении.
4. Результаты опытов полностью подтвердили гипотезу: время скатывания тем больше, чем больше углол наклона плоскости.
5. Результаты опытов не позволяют сделать однозначный вывод.
Ответ №:
3. Какая формула на выражает однозначно зависимость скорости от пути при скатывании бруска по наклонной плоскости?

1. s = vt.
2. s = vt/2.
3. s = (v + v0)t/2.
4. s = (v2 - v02)/2а.
Ответ №:
4. Почему виртуальный опыт на компьютерной модели на самом деле ничего доказать не может?

1. Правильность результата зависит от правильности написания компьютерной программы.
2. Работа модели может отличиться от естественного протекания физического явления. Такое доказательство не имеет надежного характера.
3. В компьтерной модели заранее закладывается нужный результат. Заранее известный результат есть иллюзия доказательства.
4. Виртуальный мир может отличиться от реального. Такое доказательство не имеет надежного характера.
Ответ №:
5. Требуется подтвердить/опровергнуть следующие гипотезы:
А. Скорость тела в конце скатывания с горки в 2 раза больше, чем в ее середине.
Б. На скорость движения вниз по горке влияет её высота.
В. Тело будет соскальзывать с горки дольше, чем затем скользить до остановки на горизонтальном участке пути при неизменном коэффициенте трения.
Какой способ из предложенных ниже вы бы предпочли?


1. С помощью формул из механики.
2. С помощью логических рассуждений.
3. С помощью натурного эксперимента.
4. С помощью виртуального эксперимента.
Ответ №: