<<< ВСЕ МАТЕРИАЛЫ
Реальный вариант ОГЭ № 004. 2017 г.
Физика. Части I и II.

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 26 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом и одно задание с развёрнутым ответом, часть 2 содержит четыре задания с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 2–5, 8, 11–14, 17, 18, 20 и 21 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 1, 6, 9, 15, 19 записываются в виде последовательности цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Ответы к заданиям 7, 10 и 16 записываются в виде числа с учётом указанных в ответе единиц. Единицы измерения в ответе указывать не надо. Ответы запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
К заданиям 22–26 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на бланке ответов № 2. Задание 23 экспериментальное, и для его выполнения необходимо воспользоваться лабораторным оборудованием. При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

1. Установите соответствие между физическими величинами и приборами, предназначенными для их измерения.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРИБОРЫ
А) влажность воздуха
Б) масса тела
В) объём жидкости
1) динамометр
2) психрометр
3) мензурка
4) весы
5) калориметр
АБВ:
2. При измерении коэффициента трения брусок перемещали по горизонтальной поверхности стола и получили значение силы трения F1. Затем брусок стали перемещать, положив его на стол гранью, площадь которой в 3 раза больше, чем в первом случае, и получили значение силы трения F2. При этом сила трения F2

1) равна F1       2) в 3 раза больше F1       3) в 3 раза меньше F1       4) в 9 раз больше F1
Ответ №:
3. Тело движется в положительном направлении оси Ox. На рисунке представлен график зависимости от времени t для проекции силы Fx, действующей на тело в инерциальной системе отсчёта.
В интервале времени от 0 до 10 с проекция импульса тела на ось Ох


1) не изменяется;
2) увеличивается на 5 кг кг·м/с;
3) увеличивается на 10 кг·м/с;
4) уменьшается на 5 кг·м/с.
Ответ №:
4. На рисунке представлен график гармонических колебаний математического маятника. Амплитуда и частота колебаний маятника равны соответственно

1) 12 см и 10 Гц
2) 12 см и 20 Гц
3) 6 см и 0,1 Гц
4) 6 см и 0,05 Гц
Ответ №:


5. Стеклянный сосуд сложной формы заполнен жидкостью (см. рисунок). Давление, оказываемое жидкостью на дно сосуда, принимает максимальное значение в точке

1) А
2) Б
3) В
4) Г
Ответ №:


6. Тело массой 3 кг движется вдоль оси OX инерциальной системы отсчета. На рисунке представлен график зависимости проекции скорости vx этого тела от времени t. Используя график, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) На участке ОА на тело действовала равнодействующая сила, равная по модулю 90 Н.
2) На участке АБ тело двигалось с ускорением, модуль которого равен 10 м/с2.
3) На участке БВ тело покоилось.
4) На участке ВГ тело двигалось со скоростью, равной по модулю 10 м/с.
5) На участках АБ и ВГ на тело действовала одинаковая по модулю и направлению равнодействующая сила.
Ответы №№:



7. Чему равно ускорение груза массой 500 кг, который поднимают с помощью троса, если сила натяжения троса 6000 Н? Сопротивлением воздуха пренебречь.
Ответ: м/с2
8. Температуру газа можно повысить, если:
А. быстро его сжать.
Б. сообщить ему некоторое количество теплоты.
Правильный ответ


1) только А       2) только Б       3) и А, и Б       4) ни А, ни Б
Ответ №:


9. Смешали холодную и горячую воду. На рисунке приведён график зависимости температуры t° воды от времени τ. Теплообмен с окружающей средой пренебрежимо мал. Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

1) Количество теплоты, отданное горячей водой, больше количества теплоты, полученного холодной водой.
2) Масса холодной воды больше массы горячей воды.
3) Изменение температуры холодной воды больше, чем изменение температуры горячей воды.
4) Температура t1 соответствует состоянию теплового равновесия.
5) Удельная теплоёмкость горячей воды больше, чем холодной.
Ответы №№:
10. В воду, взятую при температуре 20 °С, добавили 1 л воды при температуре 100 °С. Температура смеси оказалась равной 40 °С. Чему равна масса холодной воды? Теплообменом с окружающей средой пренебречь.
Ответ: кг
11. На рисунке изображены точечные заряженные тела. Тела А и В имеют одинаковый положительный заряд, а тело Б равный им по модулю отрицательный заряд. Каковы модуль и направление равнодействующей силы, действующей на заряд Б со стороны зарядов А и В?

1) F = FА + FВ, направление 1
2) F = FА + FВ, направление 2
3) F = FВ – FА, направление 1
4) F = FВ – FА, направление 2
Ответ №:
12. На рисунке изображено соединение двух проводников. Какой из вольтметров правильно включён для измерения напряжения на проводнике 1?

1) только V1;
2) только V2;
3) только V3;
4) V1 и V3.
Ответ №:
13. По проводнику протекает электрический ток (график зависимости силы тока I от времени t представлен на рисунке). Магнитное поле вокруг проводника существует

1) только в интервале времени от 0 до t1;
2) только в интервале времени от t1 до t2;
3) только в интервале времени от t2 до t3;
4) в интервале времени от t1 до t2 и от t2 до t3.
Ответ №:
14. Школьник проводит опыты с двумя линзами, направляя на них параллельный пучок света. Ход лучей в этих опытах показан на рисунках. Согласно результатам этих опытов, фокусное расстояние линзы Л2

1) больше фокусного расстояния линзы Л1;
2) меньше фокусного расстояния линзы Л1;
3) равно фокусному расстоянию линзы Л1;
4) не может быть соотнесено с фокусным расстоянием линзы Л1.

Ответ №:
15. Комната освещается люстрой, имеющей пять электрических ламп. Как изменится общее сопротивление и общая сила тока в электрической цепи, если две лампы люстры отключить?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется
Запишите выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Общее электрическое сопротивление. Общая сила тока:
16. На рисунке приведён график зависимости напряжения на концах железного провода длиной 10 м от силы тока в нём. Чему равна площадь поперечного сечения провода?
Ответ: мм2









17. Используя фрагмент Периодической системы химических элементов, представленный на рисунке, определите состав ядра бериллия с массовым числом 9.

1) 9 протонов, 5 нейтронов;
2) 4 протона, 5 нейтронов;
3) 5 протонов, 4 нейтрона;
4) 5 протонов, 9 нейтронов.
Ответ №:
18. Запишите результат измерения электрического напряжения (см. рисунок), учитывая, что погрешность измерения равна цене деления.

1) (1,4 ± 0,1) В
2) (1,4 ± 0,5) В
3) (2,4 ± 0,1) В
4) (2,8 ± 0,2) В
Ответ №:













19. Учитель на уроке последовательно опустил в три разные жидкости сплошной кубик изо льда и сырое яйцо (см. рисунок). Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.

1) Плотность яйца больше плотности льда.
2) В первом стакане может быть налита чистая вода.
3) Плотность жидкости в первом стакане наибольшая.
4) Плотность жидкости во втором и в третьем стаканах больше плотности льда.
5) Во всех трёх жидкостях сила тяжести, действующая на кубик изо льда, уравновешена выталкивающей силой.
Ответы №№:
Рассеяние световых лучей в атмосфере.
Проходя через земную атмосферу, поток солнечных лучей частично рассеивается, частично поглощается и до Земли доходит ослабленным. В видимой части спектра поглощение играет малую роль в сравнении с рассеянием. Именно за счёт рассеяния происходит главное ослабление световых солнечных лучей.
Рассеяние световых лучей сильно зависит от длины волны. По расчётам английского физика лорда Рэлея, интенсивность рассеянного света в чистом воздухе обратно пропорциональна четвёртой степени длины волны. Поэтому, проходя через атмосферу, лучи разных длин волн ослабляются по- разному: короткие световые волны (фиолетово-голубая часть спектра) рассеиваются значительно сильнее длинных (красная часть спектра). Это приводит к тому, что желтоватый свет Солнца при рассеянии превращается в голубой цвет неба.
Крупные частицы пыли практически одинаково рассеивают все длины волн видимого света. Наличие в воздухе сравнительно крупных частичек пыли добавляет к рассеянному голубому свету свет, отражённый частичками пыли, то есть почти неизменный свет Солнца. Цвет неба становится в этих условиях белесоватым.
Чем ближе опускается Солнце к горизонту, тем больше ослабляются его лучи (см. рисунок). На рисунке наблюдатель находится на Земле в точке О. Если Солнце в зените, то есть вертикально над головой, то его лучи проходят в атмосфере путь АО. По мере опускания Солнца к горизонту путь его лучей будет увеличиваться и достигнет максимальной длины (ЕО), когда Солнце окажется на горизонте.
На длинном пути потери коротковолновых, то есть фиолетовых и синих лучей становятся все более заметными, и в прямом свете Солнца до поверхности Земли доходят преимущественно длинноволновые лучи: красные, оранжевые, жёлтые. Поэтому цвет Солнца по мере его опускания к
горизонту становится сначала жёлтым, затем оранжевым и красным.
Красный цвет Солнца и голубой цвет неба – это два следствия одного и того же процесса рассеяния.

20. По мере опускания Солнца к горизонту в прямом солнечном свете исчезают в первую очередь

1) жёлтые лучи       2) голубые лучи       3) фиолетовые лучи       4) красные лучи
Ответ №:
21. Длина волны фиолетовых лучей (0,4 мкм) примерно в 2 раза меньше длины волны красных лучей (0,8 мкм). Поэтому фиолетовые лучи будут рассеиваться

1) в 2 раза слабее, чем красные       2) в 2 раза сильнее, чем красные       3) в 16 раз слабее, чем красные       4) в 16 раз сильнее, чем красные
Ответ №: