<<< ВСЕ МАТЕРИАЛЫ
Реальный вариант ОГЭ № 006. 2017 г.
Физика. Части I и II.

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 26 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом и одно задание с развёрнутым ответом, часть 2 содержит четыре задания с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 2–5, 8, 11–14, 17, 18, 20 и 21 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 1, 6, 9, 15, 19 записываются в виде последовательности цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Ответы к заданиям 7, 10 и 16 записываются в виде числа с учётом указанных в ответе единиц. Единицы измерения в ответе указывать не надо. Ответы запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
К заданиям 22–26 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на бланке ответов № 2. Задание 23 экспериментальное, и для его выполнения необходимо воспользоваться лабораторным оборудованием. При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

1. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Цифры в ответе могут повторяться.


ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ
А) коэффициент трения скольжения

Б) жёсткость пружины

В) гравитационная постоянная
АБВ:
2. В инерциальной системе отсчёта брусок из состояния покоя начинает скользить с ускорением вниз по наклонной плоскости. Равнодействующая всех сил, действующих на брусок, сонаправлена вектору

1) 1     
2) 2      
3) 3     
4) 4
Ответ №:
3. По гладкой горизонтальной поверхности вдоль осей x и y движутся две шайбы массами m1 = 0,1 кг и m2 = 0,15 кг со скоростями v1 = 2 м/c и v2 = 1 м/c соответственно, как показано на рисунке. У какой из шайб модуль импульса больше?

1) у шайбы m1;
2) у шайбы m2;
3) модули импульса у обеих шайб одинаковы;
4) однозначно ответить нельзя, так как шайбы движутся во взаимно перпендикулярных направлениях.
Ответ №:
4. Ускорение свободного падения вблизи поверхности Нептуна равно 11 м/с2. Это означает, что при свободном падении из состояния покоя вблизи поверхности Нептуна

1) через 1 с скорость будет равна 11 м/с , а путь 11 м;
2) через 2 с скорость будет равна 22 м/с , а путь 22 м;
3) через 3 с скорость будет равна 33 м/с , а путь 99 м ;
4) через 4 с скорость будет равна 22 м/с , а путь 88 м.
Ответ №:


5. Два одинаковых бруска поставлены друг на друга разными способами (см. рисунок). Сравните давления р и силы давления F брусков на стол.

1) р1 = р2; F1 < F2;
2) р1 = р2; F1 = F2;
3) р1 > p2; F1 < F2;
4) р1 > р2; F1 = F2.
Ответ №:


6. На рисунке приведены графики зависимости проекции скорости движения от времени двух тел, движущихся вдоль оси x. Из приведённых ниже утверждений выберите два правильных и запишите их номера.

1) Оба тела движутся равноускоренно.
2) Оба тела движутся равномерно.
3) К моменту времени t1 тела прошли одинаковые пути.
4) Модуль ускорения тела 1 меньше модуля ускорения тела 2.
5) Проекция ускорения ax обоих тел положительная.
Ответы №№:



7. Чему равна сила натяжения троса, с помощью которого поднимают груз массой 500 кг с направленным вверх ускорением 2 м/с2? Сопротивлением воздуха пренебречь.
Ответ: Н
8. В одном сосуде находится лёд при температуре 0 °С, в другом – такая же масса воды при температуре 0 °С. Внутренняя энергия льда

1) равна внутренней энергии воды;
2) больше внутренней энергии воды;
3) меньше внутренней энергии воды;
4) равна нулю.
Ответ №:


9. В калориметр с водой добавили лёд. На рисунке представлены графики зависимости температуры от времени для воды и льда в калориметре. Теплообмен с окружающей средой пренебрежимо мал. Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) Конечная температура смеси равна 0 °С.
2) Участок ВБ соответствует процессу плавления льда в калориметре.
3) Точка Б соответствует времени, когда в системе вода-лёд установилось состояние теплового равновесия.
4) К моменту установления теплового равновесия весь лёд в калориметре растаял.
5) Процесс, соответствующий участку АБ, идёт с поглощением энергии.
Ответы №№:
10. В калориметр, содержащий 200 г воды при температуре 89 °С, опустили стальную чайную ложку массой 25 г, лежавшую до этого на столе в комнате. После установления теплового равновесия вода в калориметре охладилась до 88 °С. Пренебрегая потерями теплоты и теплоёмкостью калориметра, определите, чему была равна температура ложки до её опускания в калориметр.
Ответ: °С
11. Из какого материала может быть сделан стержень, соединяющий электроскопы, изображённые на рисунке?
А. Медь
Б. Стекло


1) только А;
2) только Б;
3) и А, и Б;
4) ни А, ни Б.
Ответ №:
12. На рисунке изображено соединение двух проводников. Какой из амперметров правильно включён для измерения силы тока, протекающего через проводник 1?

1) только А1;
2) только А2;
3) и А1, и А2;
4) ни А1, ни А2.
Ответ №:
13. По проводнику протекает электрический ток (график зависимости силы тока I от времени t представлен на рисунке). Магнитное поле вокруг проводника существует

1) только в интервале времени от 0 до t1;
2) только в интервале времени от t1 до t2;
3) только в интервале времени от t2 до t3;
4) в интервале времени от t1 до t2 и от t2 до t3.
Ответ №:
14. После прохождения оптического прибора, закрытого на рисунке ширмой, ход лучей 1 и 2 изменился соответственно на 1' и 2'. За ширмой находится

1) собирающая линза;
2) рассеивающая линза;
3) плоское зеркало;
4) плоскопараллельная стеклянная пластина.

Ответ №:
15. Предмет, находящийся между фокусным и двойным фокусным расстоянием линзы, переместили ближе к фокусу линзы. Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями при приближении предмета к фокусу линзы.
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется
Запишите выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Расстояние между линзой и изображением предмета. Оптическая сила линзы:
16. Определите сопротивление лампы накаливания, если известно, что напряжение на участке АВ равно 100 В, а сила тока в цепи 0,4 А.
Ответ: Ом



17. Атом становится отрицательно заряженным ионом. Как при этом изменяется заряд его ядра?

1) ядро остается положительно заряженным;
2) ядро было положительно заряженным, а приобрело отрицательный заряд;
3) ядро было отрицательно заряженным, а приобрело положительный заряд;
4) ядро атома становится электрически нейтральным.
Ответ №:
18. Какой(-ие) из опытов доказывает(-ют), что количество теплоты, необходимое для нагревания вещества, зависит от массы вещества?
А. Для нагревания на электрической плитке 100 г воды от комнатной температуры до температуры кипения потребовалось в 2 раза меньше времени, чем для нагревания 200 г воды от комнатной температуры до температуры кипения.
Б. В процессе нагревания в одинаковых условиях в течение 5 мин 100 г воды и 200 г воды, взятых при комнатной температуре, в первом случае вода нагрелась до большей температуры.


1) только А        2) только Б        3) и А, и Б        4) ни А, ни Б
Ответ №:
19. Учитель на уроке, используя два параллельных провода, ключ, источник тока, соединительные провода, собрал электрическую схему для исследования взаимодействия двух проводников с электрическим током (см. рисунок). Условия проведения опытов и наблюдаемое взаимодействие проводников представлены в таблице. Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые
соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.

1) Параллельные проводники с электрическим током притягиваются, если токи протекают в одном направлении.
2) Параллельные проводники с электрическим током отталкиваются, если токи протекают в противоположных направлениях.
3) При увеличении расстояния между проводниками взаимодействие проводников ослабевает.
4) При увеличении силы тока взаимодействие проводников усиливается.
5) Вокруг каждого из проводников с током возникает магнитное поле.

Ответы №№:
Рассеяние световых лучей в атмосфере.
Проходя через земную атмосферу, поток солнечных лучей частично рассеивается, частично поглощается и до Земли доходит ослабленным. В видимой части спектра поглощение играет малую роль в сравнении с рассеянием. Именно за счёт рассеяния происходит главное ослабление световых солнечных лучей.
Рассеяние световых лучей сильно зависит от длины волны. По расчётам английского физика лорда Рэлея, интенсивность рассеянного света в чистом воздухе обратно пропорциональна четвёртой степени длины волны. Поэтому, проходя через атмосферу, лучи разных длин волн ослабляются по- разному: короткие световые волны (фиолетово-голубая часть спектра) рассеиваются значительно сильнее длинных (красная часть спектра). Это приводит к тому, что желтоватый свет Солнца при рассеянии превращается в голубой цвет неба.
Крупные частицы пыли практически одинаково рассеивают все длины волн видимого света. Наличие в воздухе сравнительно крупных частичек пыли добавляет к рассеянному голубому свету свет, отражённый частичками пыли, то есть почти неизменный свет Солнца. Цвет неба становится в этих условиях белесоватым.
Чем ближе опускается Солнце к горизонту, тем больше ослабляются его лучи (см. рисунок). На рисунке наблюдатель находится на Земле в точке О. Если Солнце в зените, то есть вертикально над головой, то его лучи проходят в атмосфере путь АО. По мере опускания Солнца к горизонту путь его лучей будет увеличиваться и достигнет максимальной длины (ЕО), когда Солнце окажется на горизонте.
На длинном пути потери коротковолновых, то есть фиолетовых и синих лучей становятся все более заметными, и в прямом свете Солнца до поверхности Земли доходят преимущественно длинноволновые лучи: красные, оранжевые, жёлтые. Поэтому цвет Солнца по мере его опускания к
горизонту становится сначала жёлтым, затем оранжевым и красным.
Красный цвет Солнца и голубой цвет неба – это два следствия одного и того же процесса рассеяния.

20. По мере опускания Солнца к горизонту в прямом солнечном свете исчезают в первую очередь

1) жёлтые лучи       2) голубые лучи       3) фиолетовые лучи       4) красные лучи
Ответ №:
21. Длина волны фиолетовых лучей (0,4 мкм) примерно в 2 раза меньше длины волны красных лучей (0,8 мкм). Поэтому фиолетовые лучи будут рассеиваться

1) в 2 раза слабее, чем красные       2) в 2 раза сильнее, чем красные       3) в 16 раз слабее, чем красные       4) в 16 раз сильнее, чем красные
Ответ №: