<<< ВСЕ МАТЕРИАЛЫ
Демонстрационный вариант ОГЭ. 2021 г.
Физика. Часть I.

Инструкция по выполнению работы

При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2021 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2021 г. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2021 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по физике, размещённом на сайте: www.fipi.ru.
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, количестве и форме заданий, об уровне их сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. Эти сведения дают будущим участникам экзамена возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по физике в 2021 г.
Желаем успеха!

1. Установите соответствие между физическими понятиями и их определениями или характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ/ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) радиоволна
Б) электрический ток
В) электромагнитное поле
1) заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за единицу времени
2) процесс распространения механических колебаний в твёрдой, жидкой и газообразной средах
3) длинноволновая часть спектра электромагнитного излучения
4) вид материи, посредством которого осуществляется взаимодействие между электрически заряженными частицами
5) упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц
А. Б:
2. Первоначально покоящееся тело начинает двигаться равноускоренно. Установите соответствие между формулами для расчёта физических величин и названиями этих величин. В формулах использованы обозначения: m – масса тела; a – ускорение тела; t – время движения.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


ФОРМУЛЫ ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
А) at2/2

Б) ma
1) равнодействующая сил, действующих на тело
2) средняя скорость
3) скорость тела в момент времени t
4) путь, пройденный телом за время t
А. Б:
3. Вода в газообразном состоянии имеет во много раз меньшую плотность, чем вода в жидком состоянии при той же температуре. Чем объясняется этот факт?

1) Молекулы жидкости расположены ближе друг к другу, чем в газе.
2) Молекулы жидкости имеют бóльшую массу, чем молекулы газа.
3) Молекулы жидкости имеют бóльшие размеры, чем молекулы газа.
4) Молекулы жидкости имеют меньшие размеры, чем молекулы газа.
Ответ №:
4. Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова из приведённого списка.
Свинцовый шар подняли на некоторую высоту над свинцовой плитой и отпустили (рис. а).
После того как шар ударился о свинцовую плиту, он остановился (рис. б). При ударе шар и плита немного (А)_______________.
При этом изменилось взаимное расположение частиц шара, а значит, изменилась и их (Б)_______________ энергия.
Если измерить температуру шара и плиты сразу после удара, то обнаружится, что они нагрелись. При нагревании тела увеличивается средняя (В)____________ энергия частиц. Следовательно, механическая энергия, которой обладал шар в начале опыта, перешла в (Г)_______________энергию.


Список слов:
1) внутренняя
2) кинетическая
3) потенциальная
4) механическая
5) электромагнитная
6) деформировались
7) наэлектризовались
8) увеличились
Ответы:


5. Мальчик и девочка тянут верёвку за противоположные концы. Девочка может тянуть с силой не более 50 Н, а мальчик – с силой 150 Н. С какой силой они могут натянуть верёвку, не сдвигаясь с места?
Ответ: Н
6. На рисунке представлен график зависимости скорости тела от времени. Во сколько раз увеличится модуль импульса тела за первую секунду?
Ответ: в раз(а)











7. В печь поместили некоторое количество алюминия. Диаграмма изменения температуры алюминия с течением времени показана на рисунке. Печь при постоянном нагреве передаёт алюминию каждую минуту количество теплоты, равное в среднем 1 кДж. Какое количество теплоты потребовалось для плавления алюминия?
Ответ: кДж








8. Чему равно общее сопротивление участка цепи, изображённого на рисунке, если R1 = 2 Ом, R2 = 4 Ом, R3 = 10 Ом, R4 = 10 Ом?
Ответ: Ом







9. На рисунке изображён ход луча, падающего на тонкую линзу с фокусным расстоянием F. Какая из линий 1, 2, 3 или 4 – соответствует ходу прошедшего через линзу луча?
Ответ №:
















10. Используя фрагмент Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, представленный на рисунке, определите, сколько нейтронов содержит ядро бора с массовым числом 11.

Ответ:
11. Пружинный маятник совершает незатухающие гармонические колебания между точками А и В (см. рисунок). Точка О соответствует положению равновесия маятника. Как изменяются скорость бруска и потенциальная энергия пружины маятника при переходе из точки В в точку О?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины.
Цифры в ответе могут повторяться

Скорость бруска. Потенциальная энергия пружины:
12. В процессе трения о шёлк стеклянная палочка приобрела положительный заряд. Как при этом изменилось количество заряженных частиц на палочке и шёлке при условии, что обмен атомами при трении не происходил?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Количество электронов на шёлке. Количество протонов в материале палочки:
13. На рисунке представлены графики зависимости проекции скорости υ x от времени t для четырёх тел, движущихся вдоль оси Ох. Используя рисунок, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1) Тело 2 движется равноускоренно.
2) Тело 4 находится в состоянии покоя.
3) От начала отсчёта до момента времени, соответствующего точке А на графике, тело 3 по сравнению с телом 1 прошло больший путь.
4) Точка В на графике соответствует встрече тел 2 и 3.
5) Тело 1 начало своё движение из начала координат.
Ответы №№:




14. На рисунке представлена шкала электромагнитных волн. Используя данные шкалы, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) Электромагнитные волны частотой 3·103 ГГц принадлежат только радиоизлучению.
2) Электромагнитные волны частотой 5·104 ГГц принадлежат инфракрасному излучению.
3) Ультрафиолетовые лучи имеют бо́льшую длину волны по сравнению с инфракрасными лучами.
4) Электромагнитные волны длиной волны 1 м принадлежат радиоизлучению.
5) В вакууме рентгеновские лучи имеют бо́льшую скорость распространения по сравнению с видимым светом.

Ответы №№:



15. Запишите результат измерения электрического напряжения (см. рисунок), учитывая, что погрешность измерения равна цене деления вольтметра.

1) (2,4 ± 0,2) В
2) (2,4 ± 0,1) В
3) (4,4 ± 0,1) В
4) (4,8 ± 0,2) В
Ответ №:





















16. Используя две катушки, одна из которых подсоединена к источнику тока, а другая замкнута на амперметр, ученик изучал явление электромагнитной индукции. На рис. 1 представлена схема эксперимента, а на рис. 2 – показания амперметра для момента замыкания цепи с катушкой 1 (1), для установившегося постоянного тока, протекающего через катушку 1 (2), и для момента размыкания цепи с катушкой 1 (3). Из предложенного перечня выберите два утверждения, соответствующих экспериментальным наблюдениям. Укажите их номера.


1) В моменты размыкания и замыкания цепи в катушке 2 возникает индукционный ток.
2) Сила индукционного тока зависит от величины магнитного потока, пронизывающего катушку.
3) В постоянном магнитном поле сила индукционного тока в катушке 2 принимает максимальное значение.
4) Экспериментальная установка позволяет наблюдать возникновение индукционного тока в катушке 2.
5) Величина индукционного тока зависит от магнитных свойств среды.
Ответы №№:
17. Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр с пределом измерения 5 Н, линейку и набор из трёх грузов по 100 г каждый, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины.
Определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочерёдно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром. Абсолютную погрешность измерения растяжения пружины с помощью линейки принять равной ±2 мм, абсолютную погрешность измерения силы с помощью динамометра принять равной ±0,1 Н.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) с учётом абсолютной погрешности укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины для трёх случаев в виде таблицы (или графика);
3) сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины.

1) сила упругости от растяжения не зависит;;
2) сила упругости от растяжения зависит прямо пропорционально;
3) сила упругости от растяжения зависит обратно пропорционально;
4) сила упругости пропоруиональна квадратк растяжения.
Ответ №: Решение...
18. Установите соответствие между техническими устройствами и физическими закономерностями, лежащими в основе принципа их действия.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
А) U-образный манометр
Б) пружинный динамометр
1) зависимость гидростатического давления от высоты столба
жидкости
2) условие равновесия рычага
3) зависимость силы упругости от степени деформации тела
4) изменение атмосферного давления при подъёме в горы
Ответы АБ:
19. Открытие звукозаписи
Люди издавна стремились если не сохранить звук, то хотя бы как-то его зафиксировать. И когда 12 августа 1877 года Томас Эдисон пропел «Mary Had A Little Lamb…» («Был у Мэри маленький барашек…»), мир изменился: ведь песня про барашка стала первой в мировой истории фонограммой – записанным и воспроизведённым звуком. Благодаря возможности записывать и воспроизводить звуки появилось звуковое кино. Запись музыкальных произведений, рассказов и даже целых пьес на граммофонные или патефонные пластинки стала массовой формой звукозаписи.
На рисунке 1 дана упрощённая схема механического звукозаписывающего устройства. Звуковые волны от источника звука (певца, оркестра и т.д.) попадали в рупор 1, в котором была закреплена тонкая упругая пластинка 2, называемая мембраной. Под действием звуковой волны мембрана начинала колебаться. Колебания мембраны передавались связанному с ней резцу 3, остриё которого оставляло при этом на вращающемся диске 4 звуковую бороздку. Звуковая бороздка закручивалась по спирали от края диска к его центру. На рисунке 2 показан вид звуковых бороздок на пластинке, рассматриваемых через лупу и при большем увеличении.
Диск, на котором производилась звукозапись, изготавливался из специального мягкого воскового материала. С этого воскового диска гальванопластическим способом снимали медную копию (клише): использовалось осаждение на электроде чистой меди при прохождении электрического тока через раствор её солей. Затем с медной копии делали оттиски на дисках из пластмассы. Так получали граммофонные пластинки. При воспроизведении звука граммофонную пластинку ставят под иглу, связанную с мембраной граммофона, и приводят пластинку во вращение. Двигаясь по волнистой бороздке пластинки, конец иглы колеблется, вместе с ним колеблется и мембрана, причём эти колебания довольно точно воспроизводят записанный звук.


Выберите два верных утверждения, которые соответствуют содержанию текста. Запишите в ответ их номера.
1) Мембрана рупора под действием звуковой волны совершает вынужденные колебания.
2) При получении клише с воскового диска используется химическое действие электрического тока.
3) Звуковая бороздка на вращающемся диске закручивается по спирали от центра диска к его краю.
4) Запись звука впервые проводилась на медных пластинах.
5) В звукозаписывающем устройстве Эдисона механическая энергия колеблющейся мембраны переходила в энергию звуковой волны.
Ответы АБ: