ЕГЭВведение.

Интерактивное пособие содержит 168 компактных статей по школьной физике, основу которых составляют 260 формул, разбитых для удобства поиска на 20 разделов. Помимо формул и обычных пояснений к ним в каждой статье дан список необходимых физических величин и единиц их измерения. Поиск формул осуществляется по ключевым словам, которые были выбраны из текстов реальных задач ЕГЭ по физике 2002 - 2010 г. (всего 260 ключевых слов и словосочетаний, расположенных по алфавиту). К пособию прилагается мини-шпаргалка, включающая в себя 65 основных формул по школьной физике (для удобства пользования оформлена в виде 3-х створчатого двустороннего буклета - бумажный вариант).
Обычно пособие по предмету строится исходя из логики предмета, реже – в соответствии с историей развития знаний по данному предмету. Такие подходы, являясь весьма успешными при системном изучении предмета, оказываются неприемлемыми при натаскивании к ЕГЭ. Полуфабрикат в таком случае сталкивается со множеством абсолютно ненужных ему вещей, которые, может быть, поначалу и вызывают у него иллюзию обучения, но со временем им овладевает чувство безысходной тоски, беспросветности, ибо реально полуфабрикат мало что получает, чтобы суметь сдать ЕГЭ по физике.
ЕГЭ требует иного. Если отвлечься от привычных образовательных и познавательных задач, а принять к сведению реальность ЕГЭ – сильно зауженную задачу выработки навыка поиска ответа на, как правило, убогий вопрос, - то учебное пособие надо строить как жесткий и эффективный алгоритм, рассчитанный на необразованного полуфабриката. Для этого достаточно только понять, что натаскивание к ЕГЭ и получение образования в области физики есть существенно разные задачи.
Не вздумайте при подготовке к ЕГЭ тратить время на развитие своего ученика, выработку основных физических понятий, умение владеть методами физической науки, на демонстрацию изящества доказательств и решений, красоту путей физической мысли, не старайтесь вызвать у ученика изумление перед красотой и мощью науки и прочие глупости. Полуфабрикату это не нужно, ибо этого не требует сам ЕГЭ.
Полуфабрикату на не слишком длительный период требуется кое-что бессмысленное выучить наизусть. А он, как правило, этого делать не умеет и не хочет. Хочет, чтобы ЕГЭ сдался как-то почти сам, а, вот, учить не любит и, часто, не умеет.

Предлагаемое пособие при правильном его использовании позволяет минимизировать объем материала для заучивания, позволяет этот объем оптимизировать для того или иного уровня притязаний полуфабриката, что создает эффективные условия для заучивания материала, а успешность и быстрота в освоении материала заставляет полуфабриката очень быстро поверить в то, что он на верном пути.

Если вы добрались до этой страницы, то уже ознакомились с нашим подходом к работе по натаскиванию. Еще раз кратко внешнюю канву:
  • разбор с репетитором нового материала (решение задач, начиная с части А),
  • обязательное заучивание разобранного полностью наизусть (формул, способов и подходов, рассуждений и пр...),
  • дотошная проверка всего заученного полностью,
  • переподготовка по несданному,
  • перепроверка,
  • переход к новому материалу.

    Алгоритм требует максимальной жесткости в отношении заучивания материала, а также четкости записей полуфабриката при разборе. Без этого вся работа может оказаться ненужной. И имейте ввиду, что тупо заучить бессмыслицу в большом объеме может даже очень слабый ученик, как это ни покажется странным. Но заученное, как бы бессмысленно оно ни было, создает опору для работы.
    Такие опоры стихийно начинают возникать по мере накопления знаний: запоминается то, что чаще встречается. Но гораздо важнее целенаправленно создавать "центры криталлизации" знаний - различными приемами выделять 1 - 3 - 5 фундаментальных формул (законов) из каждого раздела физики. Полезно такую предельно минимизированную сводку формул по физике распечатать полуфабрикату, и требовать, чтобы он всегда имел ее при себе, наряду с мегашпаргалкой (справочником формул).
  • Данное пособие следует использовать на этапах разбора материала, заучивания и переподготовки. И ни в коем случае во время проверки выученного. Использованию пособия полуфабриката следует обучать. Сперва репетитор показывает, как по условию задачи отыскать нужный материал в пособии, затем начинает все более нагружать этой работой полуфабриката, а затем полуфабрикат сам начинает отыскивать нужные соотношения и законы. Часть наиболее часто используемых формул вынесены крупным текстом в графу "Ключевые слова", поэтому далеко не всегда следует кликать конкретную статью. По мере заполнения памяти формулами, полуфабрикат начинает все больше пользоваться своей памятью. Мы не заставляем учить наборы формул по темам, учить теорию - это бессмысленно, полуфабрикаты заучивают решения задач (а заодно и формулы, и обозначения физических величин, и формулировки законов, и многое другое). Готовность на "3" - это когда ваш полуфабрикат может вспомнить большую часть законов и формул, необходимых в части А.

    Пользуются пособием так. В тексте задачи выделяют ключевые слова. Чаще всего это набор физических величин: тех, которые даны, и тех, которые надо найти. Слева в графе "Содержание" выбираем нужный раздел, тогда в графе "Ключевые слова" появляются основные формулы данного раздела и список статей. Если среди основных не находится сразу подходящих формул, выбираем мышкой нужную статью. Тогда справа, вместо этого текста появятся некоторые соотношения, из них надо выбрать те, которые связывают набор величин, упоминаемый в данной задаче. Записываем из нескольких соотношений наиболее подходящее и подставляем данные из условия задачи. Обязательно обращайте внимание на формулы в красной рамке. Они указывают на особенности применения этих формул (как правило, на ограничения), достаточно навести мышку на такую формулу. Уделяйте внимание рисункам в текстах статей, их смыслу. Ко многим статьям имеются примеры решения типичных задач, взятых нами из реальных вариантов ЕГЭ. Наиболее важные и часто встечающиеся в ЕГЭ темы выделены в графе "Ключевые слова" жирным шрифтом. Если отработать хотя бы только их, то можно получить 35-40 баллов на ЕГЭ.
    Если среди ответов по выбору части А нет подходящего, проверяем условие применимости формулы, правильность преобразований, вычислений и перевод в систему единиц СИ.
    Например, демо-вариант ЕГЭ 2010.
    A20. Длина волны рентгеновского излучения равна 10–10 м. Во сколько раз энергия одного фотона этого излучения превосходит энергию фотона видимого света c длиной волны 4 .10–7 м?
    Выделим в условии задачи ключевые слова: длина волны, энергия фотона. Находим формулы расчета этих величин: λ = c/ν ; E = hν. "Во сколько раз..." находится делением E1/E2. Подставляя в это отношение наши формулы, получим ответ.
    Важно, понять, что ученик часто не умеет находить ключевые слова, не знает, а потому не видит физические величины или понятия, что является непреложным результатом царствующей и поныне методики "фрагментарной физики". Он часто ищет силу тока в разделе "Механика", для него работа электрического тока и работа в механике никак не связанные понятия. Увидеть формулу в условии задачи - для многих сложнейшее из сложнейших. Здесь мы должны обучить ученика логическим опрерациям редукции (сведение понятий к основным видам) и классификации (распределение понятий по классам).
    Пособие основано на замечательной Эрдниевской идее выращивания "куста ассоциаций". Одни и те же формулы здесь ассоциируются с другими в разных отношениях.
    Ведь, полуфабрикату, мягко говоря, одинаково не интересен ни закон Ома, ни весь остальной курс физики. Пособие четко разделяет в его сознании основное и пусть очень важное, но сопутствующее, создает иерархию понятий. Это позволяет создать "центры кристаллизации" знаний. За это надо целенаправленно бороться особенно на первых этапах натаскивания.
    Кроме того, выверенная структура пособия позволяет полуфабрикату овладеть структурой школьной физики - то, без чего ему особенно трудно приходится в школе, а уж про ВУЗовский курс и не говорю.

    © Smirnov N.V.