К молодому учителю физики - Молодому учителю физики - Методика физики - Каталог статей - Материалы к ЕГЭ (физика)
Пятница, 09.12.2016, 06:46
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сверхзадача

Меню сайта
Категории каталога
Молодому учителю физики [3]
Несколько советов молодому учителю о решении задач по физике
Учителю о решении задач [6]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Поисковый анализ сайта Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
Установите эту кнопку на свой сайт:
Дидактический материал по физике на http://www.sverh-zadacha.ucoz.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика физики » Молодому учителю физики

К молодому учителю физики
   

В статье дано несколько советов по организации обученитя решению задач по физике. Мы советуем уделять время некоторым "малозначительным" вещам, которые по нашему мнению, однако, очень важны: обучение "чистописанию", говорение, диалектические дихотомии: алгоритмизация и эвристика, сущность и кажимость и т.д..
       
Для решения задач мы отводим специальные уроки. На первых порах важно  научить ребенка правильно оформлять решение задач и пользоваться системами  единиц, причем первое важнее второго. 
      Особенно важно это для тех, у кого вообще пока все получается плохо,  отсутствует большинство общеучебных навыков. Ученик ждет от вас помощи, а не  раздражения. Слабые ученики на таком уроке у нас часто работают у доски. Не  торопите их. Займитесь с ними «чистописанием». Учите их правильно писать  латинские и греческие буквы, правильно обозначать физические величины,  приучайте вместо тире (как на математике) писать знак равенства, отчеркивать  условие, правильно писать дроби, ставить наименования величин и пр. Помните,  что от таких учеников пустой требовательностью и двойками ничего не добьешься,  они, как правило, не знают математики, не умеют писать, не понимают, что такое  дробная черта и т.п. Но их можно научить! (См., например, метод Яновицкой). А  научив, вы решите проблему "поведения на уроке".  

     

В уроках решения задач мы часто соединяем в один блок сразу несколько тем.  Есть на это и другая, более веская причина. Соединяя в одном блоке (щетининский  метод погружения) материал разных уроков (для ученика никак не связанных между  собой), мы способствуем образованию столетовского "клубка  ассоциаций", обладающего огромной живучестью в сознании ученика, отдельные  же уроки умирают в детской памяти, как бабочки-однодневки.

       

На уроках мы приучаем детей говорить с учителем о решаемой задаче. В  говорении проявляется мышление. Нет возможности говорить с кем-то вслух, нет и  активного мыслительного процесса. Обсуждая с учеником задачу, мы не стремимся  подсказать ее решение, а стремимся разговорить ученика, спровоцировать  "рассуждалки-обсуждалки", чутко относимся к тупиковым ситуациям,  состояниям ступора, ищем возможность обойти образовавшееся препятствие,  случается, что в такой ситуации и подскажем продуктивный ход. Никогда не  говорим ученику: "Думай!". Он и так старается думать, только еще не  умеет этого делать. Часто под словом "думай" ученик подразумевает  "вспомни", что далеко не одно и то же. "Думай" у нас - это  говори вслух, рассуждай, выстраивай логическую цепочку. Сам ученик в этом  возрасте к этому оказывается часто не готов, наша задача разговорить его.  Только не позволяйте своим ученикам "выдаивать" из вас решения - дети  такие проходимцы, что нам взрослым и не снилось! Мы не требуем от ученика  решить непременно все задачи, начетничество здесь неуместно, особенно, когда  начинают попадаться хитрые задачки.

       

Надо иметь в виду, что, как и во всем другом, дети проявляют себя очень  по-разному. Говоруны проявляют себя быстро; следите, чтобы они не превратились  у вас в трепачей и болтунов, держите их строго в теме, твердо пресекая  "растекание мысью по древу", требуйте от них высказываний только на  языке вашей науки. Молчунов (их обычно не более 1-2 на класс!) вам, скорее  всего, разговорить не удастся. Это не беда, они мыслят иначе. Хорошо, если вы  добьетесь от них участия в вашем с ними разговором киванием головой или путем  односложных ответов. Не путайте их с теми, кто ленится мыслить вслух (их в  классе поначалу большинство). Сперва демонстрируйте им те высказывания, которые  вы хотите от них услышать, затем требуйте повторить сказанное вами, поправляйте  в случае неточности их высказываний, но вместе с тем, как можно меньше дергайте  их мелкими придирками и замечаниями. Путь говорят. Только не ждите быстрого  результата. Просто верьте в детей и все. Не стесняйтесь отводить для некоторых  роль "попугаев". Говорение сделает свое дело.

       

Уже с седьмого класса, формируя научное мышление, полезно четко  отделять кажимость от сущности. Особенности условия  задачи (выделение значимого) > законы (формулы) > решение. Не  умиляйтесь правильности ответов, построенных исключительно на бытовизмах. Сразу  "быка за рога", как можно чаще показывайте ученикам уязвимость  ответов, найденных по догадке. Догадка - только повод для выбора направления  мысли (верного или нет - еще вопрос). 

       

Все  задания по физике, а также обновления к ним, плюс огромное количество других полезных  материалов вы найдете на сайте: http://sverh-zadacha.ucoz.ru

   © 2012. Н.В. Смирнов, И.Б. Смирнова   
Категория: Молодому учителю физики | Добавил: nick157 (03.09.2012)
Просмотров: 1279 | Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]