Пятница, 29.03.2024, 17:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сверхзадача

Меню сайта
Категории каталога
Размышления [25]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Поисковый анализ сайта Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
Установите эту кнопку на свой сайт:
Дидактический материал по физике на //www.sverh-zadacha.ucoz.ru
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Общая педагогика. Воспитание. » Размышления

Чем думают мальчишки
Чем думают мальчишки.


«...Из чего же, из чего же, из чего же 
Сделаны наши мальчишки? 
Из пружинок и картинок, из стекляшек и промокашек 
Сделаны наши мальчишки! 
Из чего же, из чего же, из чего же 
Сделаны наши девчонки? 
Из платочков, из клубочков, из загадок и мармеладок 
Сделаны наши девчонки!»
 

Однажды в детстве я залез на сарай, прихватив с собой белую простыню. Взяв ее за уголки руками, прыгнул вниз, как с парашютом. Как часто бывает (это всегда трудно объяснить) я свалился чуть не на голову матери. Получил я, разумеется по полной. И за прыжок, и за только что постиранную, испачканную мной простыню, которая стоила после войны немалых денег. «Чем ты думаешь?» - кричала мне мать.

А, действительно, чем я тогда думал? Чем думают мальчишки?

 

Мальчишки думают не столько головой, сколько руками! Они познают мир через действие, через манипуляции с объектами. Ведущий способ познания у них – эксперимент, а движущая идея мальчишеского детства – приключение (А.С.Макаренко). Большая часть мальчишеских проступков происходит от избытка веселости и азарта, от неуемного и необузданного желания испытать себя и других, проявляя для себя, делая видимой скрытую внутри свою мальчишескую сущность.

Мальчишки тянутся к игре, к состязаниям не потому, что у них заложены разрушительные инстинкты: это их естественное состояние роста. Если маленький котенок не возится с другим котенком, то такой котенок не здоров. Так и у людей. Эта природосообразность поведения мальчишек является великой силой детского развития, его взросления.

В этом поведении мальчишек, способе познания мира проявляется свойственное им так называемое наглядно-действенное мышление. Это один из видов мышления, выделяемый не по типу задачи, а по процессу и способу решения; решение нестандартной задачи (практической или теоретической, познавательной) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления. Развитие интеллекта начинается с наглядно-действенного мышления, как в фило-, так и онтогенезе. В нем закладывается начало и исходное основание для обобщенного отражения реальности в структурах индивидуального опыта.

Мышление наглядно-действенное часто характеризуется как элементарное, низшее, простое, признаки которого обнаруживаются в поведении не только детей, но и животных. (Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.)

В противовес ему мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления.

Проблема заключается в том, что учебный процесс в школе почти полностью основан на словесно-логическом способе подачи учебного материала, что снижает возможность усвоения учебных программ для многих мальчишек вплоть до катастрофического. И здесь нет преувеличения. В школьном возрасте у детей формируется трудолюбие. Если в этот период сомневаются в способностях ребенка или в статусе среди сверстников, это может отбить охоту учиться дальше, а также может сформироваться чувство неполноценности, которое в дальнейшем убьет уверенность в своей способности эффективно функционировать и существовать в мире. Нынешнее устройство школы - школа для девочек – способствует этому в немалой степени. И вовсе не случайным является упоминание в этой статье имени А.С.Макаренко, учебное заведение которого отлично было приспособлено для обучения и воспитания мальчишек. Вот исходный пример для построения правильной школы для пацанов!

Ну, скажете! Захотели приключений в школе! А почему нельзя, география как приключение в земном пространстве. История как приключение во времени. Математика – приключение в мире логики. Физика – в мире техники. И вот еще, мысль должна быть дерзновенна! Только такая мысль зажжет сердце мальчишки. И как можно больше практики работы с изучаемыми объектами, больше самостоятельной работы! Изучение наук как интеллектуальное приключение, к сожалению спелёнутое (сидя в классе). Чтобы оно не было таковым, необходимы реальные путешествия и приключения, что должна дать особая воспитательная работа, которую можно целиком строить в расчете на мальчишек (не классные часы, конечно, а реальные полезные и/или познавательные дела), где на первое место поставим доверие и уважение к личности. Мальчишки всё воспринимают только через деятельность!

Нам кажется, что для повышения правовой культуры нужно ввести уроки права. И все ученики перестанут нарушать правила поведения. К этому добавим уроки экологии, экономики, самоорганицации личности, этики и семейных отношений, религиоведения, ТРИЗа, национального самосознания, психологии… Не работает! Говорение – иллюзия воспитания, развития, обучения. Для мальчишек – деятельность!

А Ж. Пиаже (см. например, Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М., 1994.) указывал на существование 4-х устойчивых и самодостаточных ступеней развития мышления ребенка, которые в онтогенезе проходит каждый человек (но индивидуально, с разной скоростью). Казалось бы простая задача - обучить ребенка словесно-логическому мышлению, чем мы обычно и занимаемся на уроке. Однако именно свойства устойчивости и самодостаточности сводят наши усилия на нет. Практика показывает, что для того, чтобы сдвинуть способ восприятия мира с одной ступеньки на другую, необходимо в человеке накопить достаточный потенциал потребностей в ином способе мышления, а для этого требуется… Правильно, время. А его-то у нас на уроке и нет! Требуется совершить скачок, чтобы с одной ступени перейти на другую. Это всегда происходит само собой и вдруг. Как-то на уроке слышу: «А! Понял! Что же вы раньше-то мне это не объяснили!» Ступенька, скачок… А вся наша педагогика мыслит сугубо линейно. Она никогда не оперирует такими нелинейными понятиями как «скачкообразный переход количества в качество». Представление о туннельных эффектах и прочих нелинейных аспектах развития мышления – это ей недоступно! Или я что-то забыл?  Дал учитель урок, значит ученик должен у него все усвоить и понять. Сразу! На следующем уроке еще порцию отдельную от предыдущей, и так всю науку и изучим. И без отклонений от программы и расчасовки! ФГОС, однако! Электронный журнал! К 11 классу все должен знать, а на ЕГЭ все и спросим! И с ученика, и с учителя! А ведь это иллюзия…

Упомянутые выше способы мышления отличаются друг от друга в первую очередь не количественно, а качественно. Причем на ступень, а то и две! Вот ясный пример. Ученик никак не хочет написать формулу для решения задачи, а сразу делает вычисления.  «А понял! Надо 5000 кг разделить на 2 м3. Получим плотность». Здесь ярко проявляет себя мышление первоклассника, или, как мы его называли выше, наглядно-действенное. Нам, конечно, не терпится заставить его написать сначала формулу нахождения плотности (общий закон), а только затем произвести вычисления (проекция на частный случай). Но не все так просто. Можно заставить лошадь придти на водопой, но нельзя заставить ее пить, пока она не захочет! Проблема не в том, что ребенок все время забывает писать формулы. Проблема в том, что ему это не надо. Его мышление не предполагает использование обобщенного знания. Он приспособлен мыслить индуктивно, а его заставляют в подражание взрослым – дедуктивно. Это очень тяжелый недуг. Отсутствие в его арсенале обобщенных понятий и умений оперировать ими не позволит ребенку усваивать курс физики. Не позволит ему решать задачи в два-три действия (нет видения «перспективы»). Мы в ответ злимся, говорим: «Думай!». А он и думает, правда на своем языке.

И еще. Переход к новой ступени мышления возможен только последовательно от одной к другой, и только как итог развития предыдущего способа. Только финал этого развития может стать фундаментом для следующей ступени. В этом смысле абсолютно бесперспективно начинать развивать словесно-логическое мышление ребенка в данный момент времени, без относительно к его наличному способу мышления. Бессмысленно строить дворец, не позаботившись о его фундаменте. В мальчишках следует развивать для начала свойственное им от природы наглядно-действенное мышление, и только, доведя его до совершенства, мы можем ожидать успехов в освоении логических подходов в изучении наук. Мы же действуем напролом, а потому мы не успешны в обучении определенной категории учеников.

Говоря о наглядно-действенном способе мышления, как свойственном большинству мальчишек, мы говорим о том, что они не «идиоты», не «ЗПР», не «ублюдки», не «тупицы». Они на первых этапах своего развития как бы отстают от девчонок (правда неизвестно кто от кого отстает при интегральном взгляде на проблему). Зато потом при благоприятных условиях большинство из них обгоняют девиц. Сколько я знаю парней с трудом закончивших 9 классов, затем с не меньшим трудом учившихся в ПТУ, а ставших в итоге отличными электромонтерами, с легкостью читающими сложнейшие схемы станков с ЧПУ, разводки институтских корпусов со сложнейшим оборудованием,  уникальными стеклодувами, лаборантами-экспериментаторами, становятся хорошими инженерами и пр. и пр. Главные энергетики и ученые мужи и рядом не стояли! В школе им нужно время для возрастания, и чтобы не убили насовсем за то, что они не девочки. Их надо научиться терпеть. А значит любить.

Конечно не все мальчишки одинаковы. Далеко не для всех мальчишек закрыт путь с самого раннего детства путь к словесно-логическому мышлению. Не мало в наших школах удивительно одаренных парней! И все же мы должны понимать, что число мальчишек, которых мы губим непозволительно велико.

Нам скажут, что есть ведь ПТУ, кадетские корпуса. Это так! Но, во-первых, этого мало (особенно кадетских корпусов), а, во-вторых, учебный процесс во многих из них – это убогая копия учебного процесса в обычной школе, не слишком приспособленная к психологическим особенностям мальчишек. Кроме того, приходят они туда уже, пройдя довольно длительный и губительный период в своем обучении. А ведь именно с ПТУ и кадетских учебных заведений можно было бы начать изменения на пользу мальчишкам! Да и обычная школа нуждается в серьезных изменениях в этом плане. А можно открыть чисто мужские гимназии и лицеи, а в них пригласить побольше педагогов-мужчин, разработать психологически обоснованные программы и способы их реализации.

Для всего этого нужны глубокие исследования. И чем же так занята наша педагогическая наука, что ей нет дела до реальных проблем реальных учеников? Неужели ФГОСами?.. Однако!

Да, пока школа далека от того, чтобы быть приспособленной для обучения мальчишек! Пусть так! Но есть вещи, которые важнее знаний, умений, навыков. Уважение мальчишки к себе важнее успеваемости! Ребенок живет, а не воспитывается. У мальчишки нет и не будет другой жизни в детстве, как только те 11 лет, что он проведет в школе. И каждому учителю, в любых обстоятельствах вполне по силам прожить этот отрезок жизни вместе со своими мальчишками в уважении друг к другу. Одного мы сможем научить делать нам красивые рисунки к задачам и не более. «Автомобиль движется по выпуклому мосту…» И пусть он у вас знает, что начинать решение задачи мы будем с его рисунка. Другой может, пусть с горем пополам записывать условия задачи – вперед. С подсказками. Простим ему это, ибо прощение есть доброта. Пусть все знают до последнего двоечника, что будут участвовать в вашем уроке! Только тогда мы вырастим ЧЕЛОВЕКА!


PS. Ура! Нашел! Нашел первую и единственную статью в мире о нелинейной педагогике:
Андрей Крылов. Как происходит обучение навыкам? Какие подводные камни поджидают? (http://emosurf.com/post/4958)
Какая терминология, сердце радуется: стресс, кризис, эйфория, S-кривая, U-кривая...
Типичный наборчик слов из нелинейных дисциплин!
Категория: Размышления | Добавил: НВ (02.02.2017)
Просмотров: 1065 | Рейтинг: 5.0/3 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]