Обучение троечника - Размышления - Общая педагогика. Воспитание. - Каталог статей - Материалы к ЕГЭ (физика)
Пятница, 09.12.2016, 12:35
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сверхзадача

Меню сайта
Категории каталога
Размышления [4]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Поисковый анализ сайта Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
Установите эту кнопку на свой сайт:
Дидактический материал по физике на http://www.sverh-zadacha.ucoz.ru
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Общая педагогика. Воспитание. » Размышления

Обучение троечника
В мире есть профессии, в которых успех работы проявляется не сразу и не всегда очевиден. Вы, как педагог, наверняка, часто задаете себе вопрос: насколько я успешен?
Результаты экзаменов, тестов наших учеников могут дать ключ к ответу на данный вопрос, а могут, наоборот, ввести в заблуждение. Как много учеников, которые действительно учатся, которые осознают Ваш вклад в их образование? Как много детей, которые, спустя много лет, понимают, как много они получили? Если Вы не будете четко оценивать, насколько хорошо Вы преподаете, Вы всегда будете чрезмерно сомневаться в своих силах…
 
Как оценивали работу учителя в прежнее время? Приходил методист, смотрел уроки, выносил сугубо субъективную оценку деятельности учителя, давал советы учителю, полезность которых определялась уровнем этого самого методиста, проводил контрольную работу, и, если она проходила в присутствии методиста, можно было говорить о той или иной степени объективности оценки.
Как нынче оценивается работа учителя-предметника? Одним из главных показателей качества его работы являются оценки, получаемые его воспитанниками на ЕГЭ. А причем здесь учитель? Большинство учеников, чтобы быть успешными, пользуются услугами репетиторов, следовательно судить по этому показателю мы можем только об уровне работы репетиторов (косвенно – кошелька родителей). А учитель не при чем!
Другой широко распространенный способ оценивать работу учителя по росту успеваемости учащихся в течение года. Метод, который так умиляет нынешних администраторов от образования, является постыдным, ибо он провоцирует учителя на занижение результатов обучения учащихся в первой четверти с тем, чтобы к аттестации показать рост успеваемости за счет приписок. Кажется очевидным, как можно сравнивать оценки за изучение темы «Кинематика» (материал I четверти) с оценками по гораздо более трудной теме «Законы сохранения» (материал III четверти)!
Чувствуете разницу с прежними временами? Насколько меньше суеты для нынешнего начальника! Глянул начальник цифирьку в писульке - и готово! Ущучил учителишку! Разряд понизил и финансы районные сэкономил! А не хочешь учитель краснеть за свою работу, умей работать с отчетностью, попросту говоря, врать. Сдавай отчетность нужную району! А цифирька еще дает иллюзию объективности оценивания работы учителя. Справедливости ради надо сказать, хватало лжи и в прежней школе, потому она и рухнула вместе со всей страной, и все же…
Казалось бы, ну, и бог с ним. Пусть так! Ко всему можно приспособиться. Да, так учитель и поступает во многих случаях…
Но школа – особое учреждение. Невалидные методы контроля ведут школу в неверном направлении. Брак в работе школы часто носит скрытый и отсроченный характер. Его сразу не оценишь, не отследишь. Мы просто говорим: «У нас страна такая!» А надо говорить: «У нас школа такая!» Результат ее работы определяет морально–нравственное состояние общества, а это в России определяет работу всех учреждений: полиции, армии и т.д. Даже производительность труда через отношение к труду, а значит и наше благосостояние.
Чиновник от образования должен был бы кожей чувствовать ложь и несправедливость и не допускать этого к школе на пушечный выстрел, а вместо этого... Он сам заставляет учителя лгать.
Так как же все же оценивать работу учителя? Учить отличника, который стремится к успеху, который хочет учиться, не столь сложное дело. А вот довести его до победы в официальной (бесплатной) олимпиаде, это да! Это показатель. А что, если судить об учителе по результатам предметных олимпиад. Да, но не так, как сейчас. Нет олимпийцев, не ставим баллов. Здесь мы наказываем учителя, и за что? Ведь не в каждом классе есть ребята, которых можно было бы довести до Олимпиадных побед. И в чем здесь вина учителя?
А вот еще, научиться учить троечника, - вот это задача!
Так что еще оцениваем и по обученности троечников. Владеют ли его троечники на самом деле минимумом вашего предмета? Это показатель! Кстати, а как учить троечника?
Определение. Троечником назовем такого ученика, который хочет быть успевающим по данному предмету, но у него многое не получается.
Феномен троечника. Мнение, что разница между отличником и хорошистом такая же, как между хорошистом и троечником является не состоятельным. Подобное мнение основано на том, что между этими категориями учеников будто бы имеется только количественная разница в объеме усвоенных ими ЗУНах. При этом остается в тени качественная разница, становящаяся существенной, если речь идет о троечнике. Здесь присутствует та же самая ошибка, что и в идее ЕГЭ – идея  мнимой тождественности между измерением качества и измерением количества, идее нарушающей все мыслимые и немыслимые законы квалиметрии. Считается, что если ребенок уверенно знает по физике 260 формул школьного курса, то это «5», а если не более 65, то это «3». Какая чепуха!
Троечник - совершенно особый тип ученика, требующий особого понимания и особых подходов, и  который между тем никогда ни в советской, ни в российской педагогике не изучался и потому как бы никогда и не являлся никакой особенной проблемой. А, между тем, там, где учитель умеет обучать троечников, и количество двоечников быстро уменьшается. Здесь и далее имеется ввиду именно реальная обученность детей.
 Важно понять, почему он троечник?
Троечник - проблемный ребенок, ребенок часто с врожденными проблемами такими, например, как правополушарность (леворукие, левоглазые, левоухие и пр.),  с гуманитарным способом восприятия, неприспособленные для усвоения точных наук. Большинство же наук, как известно,  созданы левополушарниками (правшами), по правилам и законам их восприятия мира.
Добавим к этому слабый тип нервной системы (ВНД), безынициативный, от природы склонный к пассивной защите больше, чем к борьбе за себя.
Далее, ленивый, не способный справиться с собой, не умеющий и не желающий напрягаться, любящий себя сверх всякой меры.
Плюс накопленный годами отрицательный опыт обучения, накопленное годами незнание и неумение, педагогическая запущенность, не позволяющие начать все с чистого листа, неверие в себя.
А аутентизм, задержки психического развития (ЗПР), спазмы сосудов головного мозга, временные физические и психологические проблемы роста, другие не всегда заметные трудности развития.
Три пути троечника:
- опуститься и стать двоечником;
- оставаться троечником при минимальных затратах сил;
- приложить усилия и стать хорошистом (или пусть троечником, но честным трудягой, с уважением к себе относящимся). Про себя я их называю троечниками-отличниками. Три за наличные знания-умения, пять за прилежание. Была такая оценка в советское время, за прилежание в учебе!
Была да сплыла! За ненадобностью? А чего нам больше хочется, чтобы наш ученик знал физику (не портил нам показатели), или чтобы он любил и умел работать добросовестно, прилежно, в том числе и во взрослой своей жизни.
Какой путь он выберет для себя в данный момент своей жизни? Это зависит от учителя. Учитель желает, чтобы троечник пошел по последнему пути, а если не получается, то хотя бы не по первому. Для этого учитель использует, как правило, единственный прием – высокую степень требовательности, доходящую порой до истерической (от ощущения бессилья). Если мы обратимся к вопросу, почему он троечник, то заранее можно сказать, что мы действуем категорически неправильно, и скорее толкаем ученика идти по первому пути, чем по двум остальным. И в самом деле.
Правополушарность ребенка не исправима никакими усилиями, она будет с ребенком до конца жизни. Такие дети иначе видят пространство, иначе реагируют на цвет и звук, для них важны совсем иные акценты, для них не так важна логика, на которой простроены все учебники физики. Для них важны оттенки, тональность, у них эмоциональная память, а вовсе не ассоциативная, как у всех остальных. Они так сильно отличаются во всем от других детей, им так трудно жить в мире наук, построенном на логике! А нам трудно их понять, трудно даже представить, как они живут, настолько они своеобразны. Нас это раздражает, но они в этом не виноваты.
Здесь приведу такой пример. Мы говорим по-английски: «What is it?» А незнающий английского ученик может услышать совсем другое: «Вот, из абракадабры!» Именно так они слышат наши уроки! И что они могут понять в таком случае? Что они могут от нас взять? Что от них можно потребовать? Нам кажется, что мы говорим всё правильно, а они, треклятые, нас не слушают! Мы должны помнить, что около 10% детей (а в слабых классах больше) неприспособленны к восприятию нашего предмета при его обычном способе подачи. Понимать нас им помогает использование демонстраций явлений или моделей вместо описаний, рисунков, цвета, динамических картин (видео, анимации и др.), графиков вместо (или вместе) уравнений. В домашнем задании замена заучивания параграфа написанием сочинения, рисованием или раскрашиванием картин, фантазированием на тему. Пусть не каждый день, но хотя бы иногда дать возможность и этим детям выполнить задание в их стиле, то есть и с удовольствием и с успехом, не хуже других.
И не уставать! Не имеет права учитель уставать от их непонимания. Нет, он должен быть настойчивым в поисках путей к пониманию. Силы дает желание результатов обучения и чисто учительское – забота. Забота как форма жизни, как способ существования учителя. И вера. И в себя, и в ученика.
Далее. Слабый тип ВНД категорически не выносит сильных раздражителей, криков, истерик со стороны однокашников, а тем более учителя. Это связано с тем, что эти дети имеют низкие пороги восприятия. Они способны слышать то, что не слышат другие. Они чувствуют тоньше. От этого их каналы восприятия могут испытывать перегрузку там, где для остальных людей еще все в норме. В таких случаях они отключаются, как бы глохнут от слишком сильных раздражителей, цепенеют, впадают в ступор. Это свойство врожденное, его также нельзя выправить воспитанием. Чем настойчивее и суровее мы от них требуем, тем меньше они способны нас слышать. Это раздражает нас еще сильнее, а их заставляет замыкаться в себе еще более остервенело.
Такие дети отзывчивы на спокойный уважительный тон разговора. Можно жестким голосом, почти выкрикивая, произнести: «Иванов, к доске!» А можно, взглянув в глаза, чуть кивнуть головой в сторону доски. И все будет понято, а в ответ – улыбка. Они нуждаются в заботе, в ухаживании, они любят, когда один на один, когда отношения несколько особенные. По сути, внутри они – плаксы, их надо оберегать чуть больше, чем других. Тогда они расцветут.
Лень. Средство здесь одно – интерес. Вопрос решаемый весьма трудно, но другого здесь не дано. Причем интерес не только к предмету, что носит отпечаток весьма специфического характера вашего предмета. Но есть и общий интерес к личности учителя. Старайтесь быть человеком дружелюбным, веселым, понимающим. Вреднейшее из учительских заблуждений: не будешь строгим, на шею сядут! Строгим учитель должен быть обязательно! Но не во всем! Учитель должен уметь быть разным! А для этого он должен понимать жизнь. Это значит, что вот в этих вопросах на этом отрезке времени он требователен, а здесь – нет. Иначе он сухарь и зануда! Он неинтересен, он вызывает раздражение. А заблуждение заключается в том, что учитель думает, будто своей «высокой требовательностью» воспитывает ребенка, а на самом деле он конфликтует, сеет раздражение и гнев. В такого рода отношениях нет места никакому воспитанию, ибо здесь воспитатель не является для воспитуемого значимой в нравственном отношении личностью.
 
Мы часто думаем, что дети в массе своей тупы, нерадивы, ленивы и гадки. А не мы ли их заставляем быть такими своим заранее предвзятым отношением, высокомерием и своей беспомощностью в самом главном для нас – обучении? Они таковы, какими мы хотим их видеть! Всмотрись как в зеркало в другого человека!
Любить отличника легко. Учитель, полюби троечника! Хотя бы раз обними его за плечи. Просто так. Посмотри однажды в его глаза. И никогда не требуй от него взаимности. Не требуй награды. Ты, если ты учитель, работаешь не за коврижки, ты работаешь для ученика!
© 2016. Смирнов Н.В., учитель физики, Санкт-Петербург.
Категория: Размышления | Добавил: nick157yandex (19.06.2016)
Просмотров: 166 | Рейтинг: 4.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]