Словесные кружева или результат? - Размышления - Общая педагогика. Воспитание. - Каталог статей - Материалы к ЕГЭ (физика)
Понедельник, 27.03.2017, 11:32
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сверхзадача

Меню сайта
Категории каталога
Размышления [7]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Поисковый анализ сайта Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
Установите эту кнопку на свой сайт:
Дидактический материал по физике на http://www.sverh-zadacha.ucoz.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Общая педагогика. Воспитание. » Размышления

Словесные кружева или результат?
Мне пишут многие и о решении задач, и о своих раздумьях о нынешней школе. Как-то одна из студенток попросила помочь в написании дипломной работы по теме "Использование игровых технологий на уроках физики". Вот, что я ответил.
Игра, я понимаю, что это, а вот игровые технологии?...
Технология - последовательность действий, ведущая к определенному результату. По-моему образование, обучение и воспитание в принципе не могут иметь "определенного результата"! Нет, если мы, конечно, не хотим создать робота, заводную игрушку, винтика с навыками для чьих-то нужд.
В наше время мы пользовались такими понятиями как педагогика, методика, дидактика. Теперь я не слышу даже и слов-то таких на педагогических тусовках. Это были дисциплины, которые удивительным образом сочетали в себе науку, искусство и педагогические верования. Они никогда не были нацелены на конечный результат, их цель в бесконечном процессе совершенствования. Педагогика Сотрудничества, методика Зайцева, дидактика Занкова, метод Шаталова... Это достижения мирового уровня. А еще наследие. Наследие А.С.Макаренко в Германии изучают четыре специальных института, а в России ни одного! Даже ни одной кафедры! Ни одного кабинета! Нам это не надо? Совсем?...
Технология превращается в примитив, как только она пытается заместить педагогику, методику, дидактику.
А если все-таки взять не технологию, а "использование игр на уроках физики"?
Здесь игра игре рознь. Есть игра как забава, как пустое время препровождения. Таких игр на разных уроках я видел не мало. Всегда задаешься вопросом, а зачем? Что в этом ребенку полезного, познавательного?
Другое дело дидактическая игра, ролевая и т.п., когда есть четкая педагогическая цель (а значит смысл).
Чтобы игру приняли дети, необходимо заранее выработать четкие правила, лучше всего в обсуждении с детьми. Тогда они будут приняты всеми (вы сами так хотели!). И правила эти должны касаться и распространяться на всех, включая организаторов. Тогда игра будет восприниматься всерьез! А правила нужны для того, чтобы обозначить степень условности. Игра есть условность, где стул может быть и креслом космического корабля, и пещерой - укрытием для путников, и чем угодно. Дети это воспринимают легко. Правила и есть педагогика! Правила должны учить детей. Тогда будет польза.
Во всякой игре должен быть увлекательный сюжет. Только это вовлекает детей в процесс игры, а вовсе не строгие указания учителя!
Ведущий должен быть особым человеком, он непременно должен уметь играть. Он должен быть всегда весел, изобретателен, находчив, азартен, но строг в соблюдении правил, в том числе и по отношению к себе. Не мыслимо в игровой ситуации сказать: "Петров не ори, выйди из класса!" Ведущий здесь потерял игровую ситуацию, и она быстро перестанет быть таковой и для учеников. Нет, играть, так играть! Есть ведь выработанные всеми вместе правила, которые должны решать все вопросы, а кроме них нет в игре ничего!
На уроках физики мы играли, например, следующим образом. При входе в кабинет у нас стояли игровые автоматы, сделанные нашими же руками, еще до всяких компьютеров. Только вместо "стрелялок" там были вопросы к уроку физики. можно было пройти тренинг перед уроком, чтобы увереннее чувствовать себя на самом уроке. Желающих было всегда много.
При изучении Архимедовой силы мы играли в конструкторов плавсредств. Сейчас бы это назвали методом проектов. Каждый ребенок выбирал себе, что он будет изобретать: лодку, корабль, плот и пр. затем надо было определиться с весом груза, который мы готовы взять с собой, размерами плавсредства (водоизмещением), запасом плавучести и пр.и пр. Каждую неделю дети приносили мне кусочек проделанной работы, я писал им свои пожелания, а они, как умели, дорабатывали свой проект. Многие до сих пор помнят свои опусы!
В следующем году мы проектировали электросеть в квартире, количество и расположение электроприборов, их мощность, сечение проводов на разных участках, ток защиты и пр. потом космическую ракету, конечную скорость при запуске, объемы баков для горючего, вес ракеты и космического корабля и т.д. Много инженерных задач по согласованию веса, прочности, запаса топлива и пр.
Играли в "Что? Где? Когда?". Спаяли для этого специальный таймер, нам родители подарили настоящий, как на телевидении, волчок.
Играли мы и за пределами уроков. Проводили весело-серьезные конкурсы по решению задач на вечере физики. С танцами, любимыми песнями под гитару, с шутками и розыгрышами, и, конечно призами.
Еще одна игра - в туристов скорее была мероприятием воспитательным. Каждый в походе имел зону лично его ответственности, должность. «Инженер» нес ремнабор для лыж, «фельдшер» аптеку, «штурман» прокладывал маршрут по карте, «метеоролог» отвечал за прогноз погоды по характеру облаков, цвету заката, ветру и пр. Каждый без исключения был при деле. Шло 15 человек, было 15 должностей, шло 30, было 30. И каждый учился помогать другому, забывать домашний эгоизм, приходить без промедления на выручку. Выросли славные дети. Мы все встречаемся до сих пор, и самое сильное в их жизни была школа. Потому что все было по настоящему, а не по технологии.
Кто-то скажет: «Каменный век! Сейчас всё требуют по другому!»
А я скажу: «Учитесь обращать внимание на конечный результат, а не на словесные кружева!»
Категория: Размышления | Добавил: НВ (20.12.2016)
Просмотров: 127 | Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]