Дидактические задания по физике |
Пример задания по теме "Уравнение состояния идеального газа." |
Вариант 10- 3.
Показать материал полностью и распечатать.
Карточка ученика с заданием.
При трудностях чтения смените кодировку в броузере: Вид > Кодировка > Кириллица (Windiws)
Задания
по карточкам навеены идеями замечательного учителя и методиста Л.И.Скрелина. Его дидактические материалы хорошо известны широкому кругу учителей физики. Мне захотелось создать нечто похожее.
Такие задания полезны, если вы хотите, чтобы ваши ученики научились тому, что у нас называется "жонглирование формулами", которое предполагает умение быстро ориентироваться в огромном арсенале формул и физических величин (что из себя и представляет для ученика "Молекулярка"). Здесь предполагается решение большого числа прямых, обратных, противоположных и обратных противоположным задачам, что мне как большому поклоннику УДЕ (П.М.Эрдниев), как бальзам на душу, хотя справедливости ради надо сказать, что классическое использование УДЕ, есть нечто иное.
Здесь ученик получает бездну числовых ответов, а мы получаем возможность обратить его внимание на порядок этих величин. Некоторые из них ужасно малы (масса молекулы, средняя энергия и пр.), другие огромны (концентрация, число молекул и др.) Их одновременное видение учеником (в отличие от обычно разрозненного решения задач) приводит к чисто УДЕ-шному эффекту, к явной возможности сравнить величины из мира молекул. Одновременное ощущение (слово точное) малости каджой молекулы и огромности их числа дает то самое представление о молекулярном мире, которого трудно добиться другими средствами. Мы проводим эти уроки в форме интеллектуальной беседы, но ни как не способ уязвить вашего ученика очередным незнанием. Здесь, как нельзя кстати, работа над физическим смыслом искомых величин.
Задания не равноценны, как у нас принято. Ведь мы не контрольный срез делаем, а предлагаем ученику поработать над задачами в зоне его ближайшего развития, а она, эта зона, у каждого своя. Вот и карточки потому не равноценны. Карточка 6 посложнее, а карточки 7 и 8 попроще. И раздаем мы наши задачи в классе не подряд, а "держим в рукаве" нечто для более сильного ученика.
Объясните своим ученикам, чтобы они учились максимально использовать все данные с карточек.
Это тоже важное и не очень простое умение, отбирать нужные в данный момент данные с карточки. Что-то покажется избыточным, лишним, что-то ведет к ответу слишком длинным или сложным путем, что-то осталось незамеченным... Как в жизни.
Ответы к задачам 10 - 3.
Карточка | 10 - 3 - 1 | 10 - 3 - 2 | 10 - 3 - 3 | 10 - 3 - 4 | 10 - 3 - 5 | 10 - 3 - 6 | 10 - 3 - 7 | 10 - 3 - 8 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Относительная молекулярная масса, mr | 28 | 29 | 32 | 44 | 71 | 40 | 16 | 29 |
Молярная масса вещества, μ (кг/моль) | 0,028 | 0,029 | 0,032 | 0,044 | 0,071 | 0,040 | 0,016 | 0,029 |
Количество вещества, ν (моль) | 20 | 45 | 5 | 120 | 10 000 | 3,5.10-4 | 10 | 1 |
Масса молекулы, m0 (кг) | 4,7.10-26 | 4,8.10-26 | 5,3.10-26 | 7,3.10-26 | 12.10-26 | 6,6.10-26 | 2,7.10-26 | 4,8.10-26 |
Число молекул в сосуде, N | 1,2.1025 | 2,7.1025 | 3.1024 | 7,2.1025 | 6.1027 | 2,1.1020 | 6,02.1024 | 6.1023 |
Концентрация молекул, n (1/м3) | 2.1027 | 1,4.1028 | 9,4.1026 | 1,4.1027 | 3.1026 | 4,2.1023 | 1,2.1027 | 6.1026 |
Плотность газа, ρ (кг/м3) | 93 | 645 | 50 | 106 | 35,5 | 0,028 | 32 | 29 |
Абсолютная температура, T (K) | 290 | 300 | 500 | 300 | 673 | 1173 | 290 | 600 |
Давление газа в сосуде, p (Па) | 8.106 | 58.106 | 6,5.106 | 5,8.106 | 2,8.106 | 10300 | 4,8.106 | 5.106 |
Средняя кинетическая энергия молекул, E (Дж) | 6.10-21 | 6.10-21 | 10-20 | 6.10-21 | 1,4.10-20 | 3,7.10-20 | 6.10-21 | 1,2.10-20 |
Средняя квадратичная скорость молекул газа, v (м/с) | 505 | 509 | 625 | 405 | 482 | 1055 | 667 | 720 |