Дидактические задания по физике |
Пример задания по теме "Графики изопроцессов." |
Вариант 10- 6.
Показать материал полностью и распечатать.
При трудностях чтения смените кодировку в броузере: Вид > Кодировка > Кириллица (Windiws)
Карточки этого задания можно использовать дважды.
Первый раз по ним мы учимся определять по графикам изопроцессы, считывать значения величин и, используя полученные данные, перестраивать графики из одних осей координат в другие. При этом предполагается, что такие величины, как масса газа и его химический состав не меняются. Основное задание ученику здесь звучит так: "Найдите по данному графику значения основных параметров газа (p, V, T) в каждой точке графика. Постройте графики данных вам процессов в осях координат p(V), p(T) и V(T). Дайте название каждого изопроцесса на этих графиках".
Поскольку на карточке имеются избыточные данные, например, химический состав газа, для сильного ученика мы имеем возможность сформулировать дополнительные задания. В отдельных случаях можно дать отдельное задание повышенной сложности, например, на диаграмме p(V) начертите график процесса в виде окружности и пустьна нем ученик определит точки максимума и минимума для каждого из трех параметров p, V, T. А можно пойти и дальше, перестроить эту окружность в другие оси координат.
Использование внесистемных единиц тоже часть нашей задумки. Здесь мы показываем пример, когда переходить к системе единиц СИ
нерационально, только затрудняет процесс вычислений и все. Расчет в технических единицах много проще. Разумеется, если вы даете дополнительные задания по карточкам, например, найти количество вещества в данном примере, переход к системе СИ обязателен, что вашему ученику должно быть по силам. Рациональность действий должна часто звучать на ваших уроках и она касается не только приемов решения задач, но и других аспектов деятельности ученика.
Ответы в такого рода заданиях учащиеся сдают нам в виде таблицы; в этом случае проверить решение не составляет труда. Можно эту процедуру доверить и самим учащимся. Учительское время и силы - это золотой запас, не тратье его понапрасну!
Ответы к задачам 10 - 6.
Карточка | 10 - 6 - 1 | 10 - 6 - 2 | 10 - 6 - 3 | 10 - 6 - 4 | 10 - 6 - 5 | 10 - 6 - 6 | 10 - 6 - 7 | 10 - 6 - 8 | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Точка графика | A | B | C | A | B | C | A | B | C | A | B | C | A | B | C | A | B | C | A | B | C | A | B | C |
Давление, p (атм) | 2 | 8 | 2 | 6 | 15 | 15 | 5 | 1 | 1 | 3 | 9 | 9 | 22,5 | 7,5 | 7,5 | 3 | 3 | 8 | 7 | 8 | 4 | 5 | 12,5 | 5 |
Объем, V (л) | 1 | 1 | 4 | 9 | 3,6 | 9 | 2 | 10 | 2 | 30 | 30 | 10 | 1 | 3 | 1 | 80 | 30 | 30 | 18 | 9 | 9 | 4 | 4 | 10 |
Температура, Т (К) | 150 | 600 | 600 | 200 | 200 | 500 | 300 | 300 | 60 | 200 | 600 | 200 | 900 | 900 | 300 | 800 | 300 | 800 | 400 | 400 | 200 | 200 | 500 | 500 |
Второй
раз мы используем эти карточки при изучении термодинамики. Задание такое: "Определить на каждом из участков данных вам графиков изопроцессов характер поведения основных параметров газа (p, V, T) - возрастание, убывание, неизменность. Определить знаки (+, -, 0) основных термодинамических величин A',Q, ΔU". В этом задании мы актуализируем в сознании учеников основные зависимости величин в термодинамике. Работа не такая простая, как кажется на первый взгляд. Так на карточках, где дана диаграмма в осях p(V) неочевидно поведение температуры, от которой в свою очередь зависит поведение внутренней энергии. Количество теплоты - величина не определяемая по поведению одного из параметров, требуется обратиться к первому закону термодинамики для определения характера ее поведения и пр.
Работа с такими карточками позволяет организовать шаталовское "многократное повторение материала" и показать эрдниевскую "диалектику взаимосвязи и взаимозависимости величин". Малозаметные вещи... Про стену мы тоже говорим "кирпичная", но главное-то в ней - связующий цемент.
Графики, таблицы, матрицы мы активно используем в своей работе. Они намного информативнее уравнений. Одновременное видение большой совокупности данных неизбежно рождает желание к их сравнению и анализу, часто даже на подсознательном уровне. Подсознательном... А ведь в этом ничего дурного нет. Наоборот, перенесение в область подсознания часть работы мозга - вот еще мало используемый резерв для снижения нагрузки учащихся. Пусть ум занимается не всей работой, а только той ее частью, которая подсознанию недоступна в виду ее сложности.
Карточка | 10 - 6 - 1 | 10 - 6 - 2 | 10 - 6 - 3 | 10 - 6 - 4 | 10 - 6 - 5 | 10 - 6 - 6 | 10 - 6 - 7 | 10 - 6 - 8 | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Участок графика | AB | BC | CA | AB | BC | CA | AB | BC | CA | AB | BC | CA | AB | BC | CA | AB | BC | CA | AB | BC | CA | AB | BC | CA |
Поведение давления | ↑ | ↓ | = | ↑ | = | ↓ | ↓ | = | ↑ | ↑ | = | ↓ | ↓ | = | ↑ | = | ↑ | ↓ | ↑ | ↓ | = | ↑ | ↓ | = |
Поведение объема | = | ↑ | ↓ | ↓ | ↑ | = | ↑ | ↓ | = | = | ↓ | ↑ | ↑ | ↓ | = | ↓ | = | ↑ | ↓ | = | ↑ | = | ↑ | ↓ |
Поведение температуры | ↑ | = | ↓ | = | ↑ | ↓ | = | ↓ | ↑ | ↑ | ↓ | = | = | ↓ | ↑ | ↓ | ↑ | = | = | ↓ | ↑ | ↑ | = | ↓ |
Знак работы газа | 0 | + | - | - | + | 0 | + | - | 0 | 0 | - | + | + | - | 0 | - | 0 | + | - | 0 | + | 0 | + | - |
Знак количества теплоты | + | + | - | - | + | - | + | - | + | + | - | + | + | - | + | - | + | + | - | - | + | + | + | - |
Знак изменения внутренней энергии | + | 0 | - | 0 | + | - | 0 | - | + | + | - | 0 | 0 | - | + | - | + | 0 | 0 | - | + | + | 0 | - |