Дидактические задания по физике |
Пример задания по теме "Плотность вещества. Масса и вес тела." |
Вариант 7- 2 - 1. 1. Сколько весит мальчик массой 40 кг? |
Показать материал полностью и распечатать.
Для решения задач мы отводим специальные уроки, посвященные только решению задач. Нет много времени на эти дела, поэтому в уроках решения задач мы соединяем в один блок сразу несколько тем. Есть на это и другая, более веская причина. Соединяя в одном блоке (щетининский метод погружения) материал разных уроков (для ученика никак не связанных между собой), мы способствуем образованию столетовского "клубка ассоциаций", обладающего огромной живучестью в сознании ученика, отдельные же уроки умирают в детской памяти, как бабочки-однодневки.
На этих уроках мы приучаем детей говорить с учителем о решаемой задаче. В говорении проявляется мышление. Нет возможности говорить с кем-то вслух, нет и активного мыслительного процесса. Обсуждая с учеником задачу, мы не стремимся подсказать ее решение, а стремимся разговорить ученика, спровоцировать "рассуждалки-обсуждалки", чутко относимся к тупиковым ситуациям, состояниям ступора, ищем возможность обойти образовавшееся препятствие, случается, что в такой ситуации и подскажем продуктивный ход. Никогда не говорим ученику: "Думай!". Он и так старается думать, только еще не умеет этого делать. Часто под словом "думай" ученик подразумевает "вспомни", что далеко не одно и то же. "Думай" у нас - это говори вслух, рассуждай, выстраивай логическую цепочку. Сам ученик в этом возрасте к этому оказывается часто не готов, наша задача разговорить его. Только не позволяйте своим ученикам "выдаивать" из вас решения - дети такие проходимцы, что нам взрослым и не снилось! Мы не требуем от ученика решить непременно все задачи, начетничество здесь неуместно, особенно, когда начинают попадаться хитрые задачки.
Задание 7-2 состоит из 6 вариантов по 4 задачи в каждом. Широко используются внесистемные единицы для длины, площади и объема. Пока берем задачи на плотность достаточно простые. Необходимо помнить, что нам не только плотности научить надо. Для многих учеников все еще трудно привыкнуть к способу оформления решения задач, принятому на уроках физики, некоторые пытаются оформлять так, как их учили на математике. Все внове, а потому учителю не следует торопиться с самой плотностью, для этого еще будет время (например при изучении архимедовой силы). Тем не менее, уделяем много внимания формированию основных понятий, понятию веса тела, четко разделяем массу и вес.
В первой задаче как раз и предлагается вычислить веса тела по его массе.
Вторая задача является обратной по отношению к первой. Несмотря на всю простоту обратные задачи очень важны, они формируют диалектический характер взаимосвязи величин. Если к этим двум вы сумеете добавить противоположную задачу и обратную противоположной, да еще дадите домашнее задание на придумывание условий задач по данной теме, то вы достигните в понимании физических соотношений большого успеха (П.М.Эрдниев). Это и есть образование человека, а вовсе не то, что мы думаем - умение всего навсего найти числовой ответ. Дети, получившие образование в предмете, принципиально отличаются от детей просто что-то знающих.
Третья задача - в два действия, используем плотность для нахождения массы, которая потом служит для нахождения веса.
Четвертая задача предполагает сперва вычислить объем, потом по нему массу, а затем - по массе и вес тела.
*) Во всех задачах принято приблизительно считать g=10 Н/кг=10 м/с2. Значения табличных величин учащиеся самостоятельно берут из справочников, вследствие чего ответы в некоторых задачах могут немного отличаться от указанных ниже.
Ответы к задачам 7 - 2.
задача\вариант | 7 - 2 - 1 | 7 - 2 - 2 | 7 - 2 - 3 | 7 - 2 - 4 | 7 - 2 - 5 | 7 - 2 - 6 |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 400 Н | 50 Н | 37 кг | 80 кг | 700 Н | 11,3 кг |
2 | 2 кг | 487,5 кг | 20 кН | 1420 Н | 4 т | 24 Н |
3 | 13,5 кН | 6,6 кН | 850 Н | 9 Н | 48 Н | 26 Н |
4 | 27,6 Н | 1238,4 Н | 20 кН | 500 Н | 8,9 Н | 10,5 кН |