Дидактические задания по физике |
Пример задания по теме "Количество теплоты." |
|
Показать материал полностью и распечатать.
Для решения задач мы по-прежнему отводим специальные уроки, посвященные только решению задач. На этих уроках мы соединяем в один блок сразу несколько тем (щетининский метод погружения).
На этих уроках мы продолжаем говорить с детьми о решаемой задаче и продолжаем такое говорение вплоть до выпускного класса. Надо иметь ввиду, что, как и во всем другом, дети проявляют себя очень по-разному. Говоруны проявляют себя быстро; следите, чтобы они не превратились у вас в трепачей и болтунов, держите их строго в теме, твердо пресекая "растекание мыслею по древу", требуйте от них высказываний только на языке вашей науки. Молчуны (их обычно не более 1-2 на класс!) вам скорее всего разговорить не удастся. Это не беда, они мыслят иначе. Хорошо, если вы добьетесь от них участия в вашем с ними разговором киванием головой или путем односложных ответов. Не путайте их с теми, кто ленится мыслить вслух (их в классе поначалу большинство). Сперва демонстрируйте им те высказывания, которые вы хотите от них услышать, затем требуйте повторить сказанное вами, поправляйте в случае неточности их высказываний, но вместе с тем, как можно меньше дергайте их мелкими придирками и замечаниями. Путь говорят. Прощайте им бытовизмы в их высказываниях. Только не ждите быстрого результата. Просто верьте в детей и все. Не стесняйтесь отводить для некоторых роль "попугаев". Говорение сделает свое дело.
Задание 8-1 состоит из 4 вариантов по 9 задач в каждом, разбитых на три части по степени сложности. Таким образом, задание является дифференцированным.
Часть А содержит элементарные задания на применение готовых формул.
Часть Б включает обратные задачи по отношению к задачам части А. Несмотря на всю простоту обратные задачи очень важны, они формируют диалектический характер взаимосвязи величин (П.М.Эрдниев) помимо того, что они требуют чуть более сложных навыков в решении задач.
Третий блок В состоит из задач, требующих вспомнить материал из других разделов физики (например, плотность), а также на умение составлять уравнение теплового балланса.
*) Значения табличных величин учащиеся самостоятельно берут из справочников, вследствие чего ответы в некоторых задачах могут немного отличаться от указанных ниже.
Ответы к задачам 8 - 1.
задача\вариант | 8 - 1 - 1 | 8 - 1 - 2 | 8 - 1 - 3 | 8 - 1 - 4 |
---|---|---|---|---|
1 | 1960 Дж | 760 Дж | 22 МДж | 500 кДж |
2 | 64,8 Мдж | 26 МДж | 920 кДж | 19 МДж |
3 | 42 МДж | 42240 кДж | 16,8 кДж | 15,4 МДж |
4 | 50 град | 30 МДж/кг | 85 град | 0,012 град |
5 | 1 кг | 380 Дж/кг*град | не достаточно, нужно 42 МДж теплоты | 3,8 МДж/кг |
6 | 44 МДж/кг | 270 град | 2 г | 420 град |
7 | 3433600 Дж | на 36 град | 11 г | 12 г |
8 | 3,88 кг | 1,57 кг | 747 град | 1,9 Мдж |
9 | 4,5 град | 6 л или 6 кг | 2,5 л или 2,5 кг | 17,2 кг |