ЧАСТЬ 2. Как снять видеофильм в школе

2.1. Работа над сценарием

Особенно важно, что с тобой происходит, пока ты еще не коснулся холста!
Леонардо да Винчи

Нетрудно заметить, что изображение и звук являются чисто внешними атрибутами фильма, для зрителя важен, прежде всего, смысл и содержание фильма. Звук и изображение не есть сердцевина фильма, а только средства для выражения его содержания.

Теперь ясно, почему съемки фильма начинаются не с нажимания кнопок камеры, а с формулирования идеи того, что вы хотите сказать своим фильмом другим людям (зрителям). Тема будущего фильма всегда должна звучать так: "это фильм о (про, об)... который (ая, ые)..." Например: "это фильм о такой школе, где детям уютно как дома". Эта фраза так важна, что иногда случается, она дает название всему фильму: "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", "Сказ про Федота-стрельца", "История Аси Клячкиной, которая любила, да не вышла замуж".

Ключевую фразу надо помнить на всех этапах производства фильма, иначе вы будете снимать и затем монтировать много лишнего материала, не вписывающегося в концепцию вашего фильма или уводящего зрителя от его основной идеи. Ваш фильм будет подобен речи человека, который говорил, говорил, а смысл сказанного так никто и не понял (главных героев много, действие крайне запутанное).

Когда идея фильма может быть проработана достаточно четко, фильм снимают в соответствии с заранее написанным сценарием, съемочным планом. Это классический путь создания видеофильма. Назовем элементы, составляющие базовую технологию создания фильма, и их последовательность.

Базовая технология создания видеофильма:

- замысел фильма;
- сбор материала для фильма;
- отбор материала в фильм, создание литературного сценария или основы для дикторского текста;
- режиссерский сценарий;
- постановка, репетиции, пробные прогоны, съемка;
- отсмотр снятого материала, хронометрирование, монтаж;
- озвучивание;
- сдача заказчику.

Для всех без исключения остальных технологий она служит основой, поэтому мы советуем на первых порах снимать фильмы сценарно, а уж потом, приобретя опыт, имеет смысл разнообразить свой арсенал другими способами создания фильма.

Замысел содержания будущего видеофильма оформляется в виде так называемого литературного сценария. Киносценарий - литературно-кинематографическое произведение, рассчитанное на будущее экранное воплощение, литературная модель фильма, его словесный прообраз. В нем автор живым, образным языком ведет повествование, давая режиссеру и всему съемочному коллективу импульсы для дальнейшей экранной реализации идей и образов. В нем выявлены тема, идея, сюжет, конфликт, характеры.

Основные понятия

- Тема - то, о чем говорится в произведении.
- Идея - основная мысль, концепция произведения.
- Фабула - круг основных событий, о которых рассказано в фильме.
- Сюжет - это избранный автором путь рассказа.
- Композиция - расстановка элементов сюжета, составление произведения.

Элементы сюжета - Экспозиция - вступление к основному действию, в котором обрисованы среда, атмосфера действия, место, время будущих событий.
- Завязка - микромодель сюжета, с которой начинается развитие действия, первое столкновение носителей добра и зла, обнаруживающее основное противоречие.
- Развитие действия (перипетии) - сюжетные повороты действия, где противоположные полюса конфликта пробуют в различных ситуациях свою силу, посредством чего все яснее проявляются характеры.
- Кульминация - высшая точка развития действия, решающая схватка, главное событие, перелом в действии, определяющие исход дела. Обычно расположена ближе к завершению фильма.
- Развязка - эпизод, следующий после кульминации и показывающий итог развития конфликта.
- Финал - завершающий эпизод фильма, в котором сюжет получает определенный итог.

Мы советуем при написании литературного сценария четко определить для себя, каковы носители добра и зла, основное противоречие между ними, основные элементы сюжета.

Такой подход к изложению темы может показаться наивным. На это есть свои основания: не всякое изложение можно уложить в такую простую схему. А если даже и удастся, то иногда бывает интереснее начать фильм, например, с финала или переставить иным способом части изложения. Кроме того, в практике создания школьного фильма мы редко видели примеры написания полноценного литературного сценария. Чаще всего первый этап работы над фильмом завершается созданием неких его более простых заместителей: плана фильма, набросков тезисов, дикторского текста. Однако если только возможно, следуйте именно этим путем. Вскоре вы сами увидите, как такой подход к изложению делает для вас самих более ясным содержание фильма.

Помните, что главный герой должен быть один (даже если это группа персонажей), ему необходимо уделять основное внимание. С самого начала фильма заинтересуйте зрителя, заставьте его сопереживать главному герою, втяните в действие. Герою противопоставьте антигероя, стихию, обстоятельства и т. д. 

Определите основное противоречие, что есть добро и что есть зло в вашем фильме и/или их носителей. В фильмах, посвященных опыту работы учителя, школы, основные противоречия это между знанием и незнанием, новым и старым, соперничество методов и методик т.д. Противоречие в сфере воспитания это всегда нравственный конфликт между разными гранями и наклонностями одного человека или между разными людьми. Например, конфликт между честью и бесчестием, материальной обеспеченностью и нищетой духа и др. Понимание этого в приложении к вашему конкретному фильму задает режиссеру и оператору направление мысли, становится понятным, за перипетиями чего нужно будет следить на съемке, как это все придет к кульминации, через что именно, оно найдет свое разрешение и завершение.

И наоборот, невнимание к основному противоречию, героям конфликта (не всегда явным) приводит к тому, что камера снимает нечто около конфликта, а не сам конфликт. Из-за приблизительности, неточности мысли упускается самое главное, разбегаются в разные стороны заявка и сюжет, дикторский текст и видеоряд, название фильма и его содержание. Так однажды в фильме о воспитательной системе одного из ОУ города мы увидели прекрасно оборудованные предметные кабинеты. И все! А где же здесь “воспитательная” и, уж тем более, “система”?

Надо иметь в виду, что разрушающих сил при создании фильма (диссипативных, рассеивающих) больше, чем созидающих. Надо кропотливо искать, что соберет, что сцементирует ваш фильм. И здесь все время надо быть начеку. Требование точности мысли в этих вопросах можно сравнить с требованием точности наводки фокуса оператором во время съемки. Без этого получается мазня!

В выше названном примере надо было не кабинеты показывать, а рассказать, на чем строится воспитание в этом заведении (какие нравственные конфликты поставлены здесь во главу угла, через что они решаются). Есть ли в этом какая-либо интересная широкой педагогической общественности система, из каких элементов она состоит и как эти элементы взаимодействуют между собой. Обратите внимание, мы не только выделили здесь суть, но и получили попутно структуру будущего фильма. Это и понятно, точность логики всегда рождает цепочки мыслей.

Как поезд состоит из вагонов, так и фильм состоит из эпизодов - происходящих событий. Перечислите все эпизоды, которые вы хотите заснять, попробуйте выстроить их так, чтобы постепенно вплоть до кульминации нарастало напряжение, продумайте переходы, определите недостающие звенья, представьте, чем может все закончиться. Используйте основной закон зрелища - контраст: напряжение сменяется расслаблением, быстрое действие обрывается и становится медленным.

Написание сценария можно разбить на три этапа работы. Первый - это разработка темы. Второй - сбор материала. Третий - написание самого сценария (или его заменителя). Итогом этой работы будет ясно изложенное содержание фильма. Ключевые слова на этом этапе: точность знаний и ясность понимания.

На первом и втором этапе работают по принципу максимального сбора и накопления информации. Для этого приходится проделывать большую предварительную работу: сбор и изучение всех печатных материалов, таблиц, графиков относящихся к теме, фото-, кино- и видеоархивов, собеседование со специалистами, работа со словарями и справочниками, вживание в тему. Чем больше источников информации вам удастся задействовать, чем большее количество самых разных людей вы вовлечете в работу над содержанием фильма, тем лучше – здесь не бывает переизбытка. Только тогда результатом будет максимально глубокое ознакомление со всем материалом, касающимся будущего фильма, и максимальная степень продуманности и осмысленности сюжета. Набирайтесь своеобразия сложившейся в данной проблеме лексики, позволяющей вам говорить на профессиональном языке. И хотя по-человечески понятно, что снимать, когда душа уже горит, интереснее, чем сидеть над пыльными монографиями, помните, любая экономия сил и времени на этом этапе неизбежно приведет к невосполнимым потерям в содержании фильма.

После этого наступает весьма непростой этап отбора материала, который непосредственно войдет в фильм. Драматизм этой работы в том, что большую часть проделанной вами работы по сбору материала придется беспощадно отправить в корзину для бумаг. Удаляется все, что имеет лишь косвенное отношение к затрагиваемой в фильме проблеме, что прямо не работает на основную идею. Это напоминает процесс кристаллизации из раствора. Здесь наступает момент той самой точности мысли, о которой мы говорили выше. Это мужественная работа, если вспомнить, сколько потрачено сил на сбор материала. Ведь оценить заранее, что будет нужно фильму, а что не нужно, не представляется возможным до тех пор, пока вся доступная информация целиком не легла на стол.

В процессе работы уделите внимание структуризации материала. Это упорядочит ваши мысли, а также упростит работу: с малыми дозами информации работать проще. Часто такая структура становится и структурой самого фильма. Как видим, уже на стадии написания сценария может формироваться структура, скелет будущего фильма, задуманы основные монтажные ходы, которые диктуют свои условия для планирования и производства съемок.

Для документального кино (видео) можно найти несколько наиболее часто используемых драматических положений, логика которых может стать основой построения фильма (а может быть даст вам и монтажный ход). К ним относятся:

  • спасение (остроумный выход из затруднительного положения);
  • внезапный случай (неожиданно возникающее препятствие и преодоление его);
  • бунт (скрытый, опасный, лавинообразный процесс);
  • отважная попытка;
  • достижение;
  • загадка;
  • фатальная неосторожность (неосторожность, в результате которой возникает угроза несчастья, и предотвращение этого несчастья);
  • самопожертвование;
  • соперничество;
  • ошибка (ошибка при оценке нового течения в науке);
  • вновь найденный путь (ранее отвергнутый, а при новых обстоятельствах приобретающий бесспорную ценность).
  • Педагогический опыт можно излагать по логике “Достижение”: введение в проблему, описание метода для ее решения, демонстрация этого метода в работе, достигаемый результат. Драматичнее будет пойти по логике “Соперничество”: проблема, описание двух разных подходов (или стилей работы педагогов), перипетии их соперничества, в кульминации – решающий эксперимент, развязка – победа одного из них. И сразу понятен монтажный ход. Соперничество показывают через параллельный монтаж (то одно, то другое; то одно, то другое). Не чурайтесь такого интересного приема, как инверсия (обратный ход): сначала показать ошеломляющие результаты, а уж потом, так и быть, откройте зрителю неординарный способ их достижения.

    Найдется в этом перечне подходящая логика почти для любого случая, в том числе и для дидактического фильма. Однако не всегда вам удастся пойти путем драматизации сюжета. В некоторых случаях лучше вместо искусственной, надуманной коллизии обратиться, например, к лирическому тону повествования. Таковы, в частности, видовые фильмы.

    Пора уже начать думать над названием фильма, хотя, как показывает практика, окончательное название может родиться на любом этапе работы над фильмом, в том числе и при монтаже последнего кадра. Главное, чтобы название было ёмким, точным, афористичным. Название фильма выводят на экран в виде титров.

    Титры – это надписи в фильме. Титры бывают входные, внутрифильмовые (субтитры) и выходные. В немом кино титры помогали раскрытию авторского замысла, сообщали об изменении времени и места действия, передавали содержание диалога. В документальном фильме входные титры обычно содержат ссылки на производителей фильма (иногда указание на авторские права) и название произведения. Внутренние титры содержат пояснения к действию в фильме, например, подписи к выступающим лицам, или же названия частей, эпизодов фильма. Выходные титры содержат надпись “Конец фильма”, а также имена создателей фильма (иногда вместо этого указывают производителя в конце, а не в начале фильма), действующих лиц, слова благодарности за помощь в создании фильма, ссылки и необходимые почтовые адреса, телефоны и email. К титрам предъявляются предельно жесткие требования правописания. Всегда необходимо проверять (лучше с помощью специалиста) грамотность будущего титра, правильность набора текста (компьютер указывает далеко не все ошибки), точность подаваемой информации. Нелепо будет смотреться фильм с орфографическими и другими ошибками в титрах. Недостаточное внимание к проверке текстов может перечеркнуть всю вашу работу. Титры допускают в гораздо большей степени применение авторских знаков, а также опускание знаков препинания в некоторых специальных случаях. Здесь опять же может выручить только консультация у специалиста.

    Особое внимание в кино следует уделять финалу. Последние слова, последние кадры фильма или его отдельного эпизода запоминаются зрителем наиболее сильно. Есть здесь и другая сторона. Точно найденный последний кадр есть логичная точка в повествовании, делающая фильм завершенным. Многие, понимая всю важность этого, начинают делать фильм с последнего эпизода, двигаясь постепенно к началу. Это позволяет логичнее подвести зрителя к финалу.

    В процессе работы над сценарием придумывают так называемые подводки. Подводками на телевидении называют минисюжеты в начале фильма или телепередачи, часто на первый взгляд не имеющие прямого отношения к сюжету, но позволяющие подвести зрителя к восприятию основной темы. Так, фильм об одной из школ Петродворцового района, мы начинаем с видов Петергофа, что позволило логично перейти к изложению идеи культуротворческой школы. Хороший прием – обрамление, когда часть материала подводки используется в финале. Например, начинают фильм картинами природы и заканчивают ими же. Или же снятый и смонтированный для использования в фильме клип режут на две достаточно самостоятельные части, одной начинают фильм, другую используют для окончания. Обрамление придает фильму особую законченность, завершенность, делает его хорошо скомпонованным.

    Иногда материал фильма оказывается тяжеловат по своему характеру, однообразен по видео- или звукоряду (несколько уроков подряд или монотонно идущий дикторский текст и пр.) Такие затруднения необходимо предвидеть заранее, а помогают их преодолеть рекреации (места отдыха зрителя внутри фильма, переключатели внимания). Характер рекреаций можно начать придумывать уже на стадии написания сценария. Материал для рекреации должен заметно отличаться от основного так, чтобы сделать более легким восприятие всего фильма. Идущий подряд материал уроков в фильме можно разрядить забавными сценками, подсмотренными на переменках. Хорошей разрядкой будет использование мини-интервью с учеными, педагогами, учениками или родителями, которые можно вставлять не только между уроками, но и внутри самих уроков. Монотонность дикторского текста в фильмах могут прерывать плотно смонтированные сценки детской самодеятельности, выступление школьного хора и пр., а также чтение дикторского текста по ролям, замена монолога диалогом и др. Довольно часто используют картины природы с целью организации рекреаций по изображению и звуку. Главное, чтобы рекреации были вписаны органично в основную ткань фильма.

    Перечислим вкратце некоторые приемы компоновки фильма:

    1. Последовательный монтаж с дикторским текстом, последовательное изложение темы.
    2. Обрамление. В начале и в конце фильма используется один и тот же прием.
    3. Клип. Ведущий компонент - звук, музыка, ее ритм; изображение при монтаже – вторично.
    4. Замена дикторского монолога диалогом персонажей.
    5. Параллельный монтаж. Развиваются два независимых действия, между которыми обнаруживаются какие-либо параллели.
    6. Монтаж с использованием мини-фрагментов мультфильмов или известных кинофильмов в качестве комментария к высказываниям, событиям.
    7. Зарисовка на тему.
    8. Видеодневник. Последовательность изложения определяет последовательность событий во времени.
    9. Заимствование форм ТВ передач: “Вести”, “Новости”, “В мире животных” и т.д.
    10. Персонификация. Введение героя, изложение общей темы от имени героя, глазами героя. Например, в фильме о походе в качестве героев могут выступать “Бывалый” и “Неумеха”. Их взаимоотношения, разница поведения в одних и тех же ситуациях, постепенное возрастание может сделать фильм намного интереснее простого изложения.
    11. Миниинтервью, пронизывающие весь фильм.
    12. Портрет, составленный из отдельных эскизов, раскрывающих разные стороны человека.
    13. Коллаж. Вроде бы разрозненные эпизоды, кадры, создающие, тем не менее, некую общую картину, рождающие непредсказуемый автором, а зависящий во многом от восприятия зрителя “поток сознания”.
    14. Возвышение статуса изложения через привлечение высших лиц. Очень полезный прием для представительских фильмов.

    При затруднениях в построении фильма обращайтесь к нашей библиотечке стандартных сценариев, помещенных в конце книги.

    Важно понимать, что решение всех перечисленных в этой главе вопросов, прямо повлияет на характер работы оператора при съемке, заставит его снимать так, а не иначе. Оператор несвободный человек! Вся его самодеятельность на съемке, импровизация хороши лишь до определенных пределов. Еще более зависим монтажер. Что снял оператор, то и будет, и ничто другое монтажеру не грозит. Не решенные вовремя (до начала съемок) вопросы все равно встанут на повестке дня (например, при монтаже), но тогда их решать уже будет намного тяжелее. Нет нужных кадров, значит, их и не будет. И начинается поиск заплат, штопанье прорех. А зритель-то все подмечает! И виноват в муках монтажера, вынужденного своей рукой снижать качество фильма, часто даже и не оператор, а общая организация дела еще на стадии проработки содержания.

    Следует определить роль звукоряда в фильме по отношению к изображению. В одних случаях дикторский текст (звук в общем случае) будет ведущим, главным, а видеоряду будет отведена роль иллюстрации к дикторскому тексту. Так часто бывает в фильмах, посвященных педагогическому опыту, где основная нагрузка все-таки ложится на слово. Это предъявляет к записи речи диктора особые требования к разборчивости, интонациям, расстановке акцентов, характеру голоса и пр., а также к технической стороне вопроса – отсутствие шумов и помех, точный баланс речи и музыкального сопровождения. Видеосъемку производят, иллюстрируя кадрами выделенные заранее в готовом дикторском тексте ключевые слова и фразы. Особую роль должны сыграть в таких съемках крупные планы и очень крупные (деталь), в остальном же некоторые (не слишком грубые) недостатки съемки и монтажа могут быть легко прощены зрителем.

    А, например, в видовых фильмах и в некоторых других случаях главным (по содержанию) может быть видеоряд, а звук (дикторский текст) тогда выступит в роли комментатора, что часто имеет место в дидактических фильмах. Здесь особые требования к содержанию видеоряда, его художественности, технике съемки и монтажа. Видеоряд в этом случае может быть снят и начерно смонтирован, для того чтобы послужить основой для создания звукоряда.

    Довольно часто внутри фильма звук и видеоряд лидируют попеременно в зависимости от эпизода. Так, если внутри представительского фильма организована звуковая рекреация, то ведущая роль на время этой рекреации перейдет к от звука к видеоряду, чтобы затем вновь поменяться с ним местами.

    Особо сложный случай, когда видео и звук идут как бы своим собственным путем, развивая каждый свою часть темы, чтобы, в конце концов, сойтись вместе в некотором ключевом кадре. Такое расхождение не всеми зрителями воспринимается легко и однозначно, но позволяет “пропихнуть” в заданное время вдвое больше информации, и при правильном выборе ключевого кадра породить в головах зрителей гораздо больше мыслей, ассоциаций, вопросов и ответов.

    Дикторский текст - речевое сопровождение фильма. Дикторский текст вводит зрителя в обстановку действия, даёт оценку событий и характеров, связывает между собой отдельные эпизоды фильма. Умело сочетаемый с действием в кадре, дикторский текст расширяет композиционные возможности изложения сюжета картины.

    Применение дикторского текста в кино началось с появлением звука. В практику мирового кино дикторский текст как компонент художественного фильма активно вошёл в конце 40-х гг. и постепенно завоевал прочное место среди выразительных средств кинематографа. С эволюцией дикторских текстов, увеличением их разнообразия видоизменяется характер дикторского исполнения (приближение к разговорной речи, большая свобода и живость построения и др.). В документальном и научно-популярном кино дикторский текст несёт важную функцию осмысления изобразительного материала. Кроме монологических форм дикторского текста (голос автора или рассказчика) в документальном кино также используется диалогический комментарий, построенный как живое общение с героями или разговор нескольких собеседников между собой.

    Диктору могут быть доверены воспоминания героя о прошлом, ход его научной мысли, размышления автора и героя о судьбах людей, о будущем. Дикторский текст может определять общий строй произведения, придавая эпизодам сатирическую, лирическую, философскую и др. окраску.

    Дикторский текст также как и все остальные составляющие фильма должен быть подвергнут самой тщательной проверке и анализу. Первое, на что надо обратить внимание, это точность передачи заданного содержания, компактность изложения, образность и выразительность языка, точность интонации. Написание добротных дикторских текстов – это целая школа.

    Другая, не менее важная сторона вопроса, отсутствие какого-либо рода ошибок, как речевых, так и в изложении фактов. При работе над фильмом у нас сложилась такая практика: готовые дикторские тексты мы всегда обсуждаем с возможно большим числом людей, среди которых обязательно будут специалисты в данной области, филологи, педагоги. Эта деятельность требует буквоедства высшей степени (или другими словами требовательности, которая обязательно будет оценена зрителем). И, наконец, чтение дикторского текста. Здесь важны подбор голосов, выразительность, отсутствие ложного пафоса, интонация, логическое ударение, чистота и разборчивость речи, дикция.

     © 2009  N.V.Smirnov, I.B.Smirnova. Далее >>>