ЧАСТЬ 2. Как снять видеофильм в школе

2.7. Работа операторов при съемке несколькими камерами.

Когда нужна непрерывная (протокольная) запись звуко- или видеоряда событий, съемку выгодно производить на две или более камер. Например, съемка торжественных мероприятий, лекций, конференций, семинаров, концертов, съемка “говорящей головы” и т.п. Что это дает (свободу)… Из всех камер одна назначается главной, ведущей. Она снимает в основном общие планы, создает основу для монтажа, на которую потом (или в процессе съемок, и такое возможно) лягут снятые другими камерами более крупные планы. Благодаря тому, что ведущая камера работает без выключения, дополнительные камеры получают определенную свободу в выборе планов. Они могут прерывать свою работу на некоторое время для смены точек съемки, выбора крупности, настройки камеры для работы в новых условиях и т.п. Их задача – наснимать как можно больше подробностей, красивостей, движений, то есть того, что не может сделать оператор ведущей камеры. Его задача чистенько, спокойно, без выкрутасов, а главное непрерывно, снимать материал с хорошей картинкой и качественным звуком.

Снятый материал может монтироваться непосредственно по ходу съемки с помощью режиссерского пульта. Запись итогового продукта делают тут же на отдельный ВМ, с выдачей готового монтированного материала непосредственно по окончании съемок. Камеры при этом работают без пленки и служат только для получения изображения, которое поступает на пульт с помощью длинных проводов по AV, где и микшируются в единый сигнал. Звук при этом часто пишут с отдельного микрофона (микрофонов), подсоединенных к своему, звуковому микшеру, сигнал от которого также заводится на режиссерский пульт.

Есть более простой и доступный путь, когда каждая камера пишет на свою кассету и изображение и звук, а монтаж производится позднее в студии.

При съемке в несколько камер соблюдаются следующие правила.

  1. Все операторы должны исповедывать одинаковый подход к съемке.

  2. Свет располагается так, чтобы светильники не попадали в сектора обзора камер и чтобы операторы не отбрасывали тень на съемочную площадку.

  3. Перед съемкой необходимо произвести сведение камер по балансу белого, а, если нужно, то и по диафрагме, экспозиции и т.д.

  4. Съемкой на площадке полностью руководит режиссер, сидящий за пультом.

  5. Перед съемкой режиссер распределяет работу камер по крупностям (минимальные и максимальные для каждого поста зумы), по секторам съемки, ставит съемочные задачи каждому оператору, определяет способ связи.

  6. При съемке не допускается нарушение интервала зума, сектора съемки.

  7. Режиссер с каждым оператором находит необходимый набор планов: входные, текущие, выходные.

Задача режиссера – управлять операторами и сводить изображение с разных камер и звук с микрофонов в единый фильм, так чтобы операторы не противоречили друг другу, не портили картинку и звук соседям. Именно он отдает команды операторам на движение камер, разрешает смену точек съемки в паузах работы конкретной камеры, указывает на ошибки и неточности в работе операторов. Для выполнения этой задачи ему нужны средства связи с операторами. В наших, школьных условиях достаточно языка жестов, который перед съемкой нужно будет хорошо разучить с операторами, а в процессе самой съемки, операторы должны иметь привычку раз в тридцать секунд посматривать на режиссера: поток управляющих сигналов может быть весьма высок.

 © 2009  N.V.Smirnov, I.B.Smirnova. Далее >>>