ВВЕДЕНИЕ
Видеокамера и школа
Наличие видеокамеры способно внести заметные позитивные перемены во всю школьную жизнь. Камера может стать незаменимым помощником на уроке, во внеклассной работе, работе с родителями, средством повышения квалификации учителей. Основываясь на опыте работы лучших школ Петербурга, можно сказать, что видеосъемка способна решать следующие задачи:
Как видим, использование видеокамеры в учебном и воспитательном процессе может вполне оправдать ее высокую стоимость.
Два подхода к съемке. Понятие монтажного кино.
Говоря о видеосъемке, мы должны иметь в виду существование двух взаимоисключающих подходов.
В школе имеют место быть видеоматериалы следующего содержания:
Из характера перечисленных материалов видно, что при их создании никак нельзя изъять профессионально-педагогическую составляющую, что для съемок нужно быть не просто педагогом, а крепким педагогом, методистом, ученым. Обычно такое серьезное дело, как создание видеофильма, не под силу одному человеку. Потребуется привлечение большого числа людей с самыми разными умениями и навыками. Работа над фильмом должна стать плодом коллективных усилий.
Если же материалы делить по характеру, а не по содержанию, то получится следующее:
Такое деление для нас с вами важно как потребителям и производителям видеоматериалов в одном лице. Это не совсем стройная (эмпирическая) классификация, но здесь сразу виден источник материала, его способ производства. Предлагайте вашему заказчику (директору школы, зам. по науке и т.д.), как только он придет к вам с очередным предложением о съемке, выбрать одну из форм в этом списке. Определенность выбора со стороны заказчика сразу задаст вам и определенный способ работы. Только объясните заказчику, что не представляется возможным сделать сначала протокольную видеозапись, а потом из нее смонтировать фильм: винегрет с борщом вместе не едят. Для монтажного кино, о чем подробнее будет сказано ниже, нужна специальная съемка (короткими кадрами, по определенной раскадровке и под определенную задачу). Например, если мы во время проведения лабораторной работы в классе снимаем фильм об учебно-методическом комплекте (УМК) по естествознанию, то в кадре у нас должны быть и сам УМК, и работа с ним учеников и учителя. Если же мы снимаем на том же самом уроке фильм о новом способе организации лабораторных работ, то в кадре будет совсем другое - действия учителя и действия учеников в соответствии с этим способом. УМК теперь - дело десятое.
Довольно часто случается несовпадение съемочных и монтажных задач. Например, если уже после съемки изменились акценты в содержании фильма или одну и ту же съемку пытаются использовать в разных фильмах для решения не сходных задач. Раскадровка, выполненная под одну задачу, как правило, не годится для монтажа под другую задачу.
Вы легко освоите протокольную съемку по материалу главы "1.6. О видеокамерах" (раздел "Механизмы видеокамеры"). Для протокольной съемки большего и не требуется. Однако для создания полноценного фильма, напротив, требуется еще очень многое. Вместе с нами вам предстоит освоить технологию создания монтажного видеофильма.
В процессе освоения монтажной технологии вам предстоит пройти через некоторые. Например, говорят, что самый лучший способ научить плавать - это бросить ребенка на глубине в воду. Но это не верно. Это самый быстрый, но вовсе не значит самый лучший способ! Опасность, которая подстерегает всех, кто желает за один раз научиться плавать (или научиться снимать фильмы), заключается в том, что случайно приобретенные, но, как правило, не самые удачные, а зачастую просто кургузые, быстро вошедшие в привычку навыки закрепляются, становятся привычным стилем, через который человеку достаточно трудно бывает перешагнуть в своем последующем развитии.
Нам представляются особо важными первые навыки, так как они долгое время служат основой деятельности и наиболее трудно подвергаются видоизменению с целью совершенствования. Самым трудным для многих оказывается это перейти к навыкам монтажной съемки, изменить уже приобретенные привычки снимать протокольно, безостановочно, хаотично. Эта и последующие главы предназначены для тех, кто хочет всерьез заниматься видео, для тех, кто уже набил себе оскомину бесконечными просмотрами скучных, неряшливых по форме, невнятных по содержанию кадров. Недостатки работы начинающих операторов, как правило, одинаковы. Это затяжки эпизодов, однообразие и недостаток выразительных приемов съемки и построения фильма, смена вслепую планов и крупностей (неоправданная ни с художественной, ни с содержательной точек зрения), общая небрежность при съемке и монтаже, недостаточное количество общих и особенно крупных планов, ошибки композиции, установки света, нечеткость в проработке содержания, недостаточное внимание к монтажу по звуку. Особенно тяжело смотрится бесцельное "мотание" камеры из стороны в сторону.
Если на первых порах вам удастся научиться видеть события как последовательность отдельных кадров, понять, что даже малые формы в кино требуют огромного труда и "малой кровью" здесь ничего не добиться, если вы отвыкните "поливать" камерой пространство, а вместо этого приобретете привычку сперва долго выцеливать нужный кадр, и только потом нажимать "REC", если вы будете стремиться сочетать в равной степени тщательность работы самого занудного технаря с полной внутренней свободой художника, интеллектуальное самостояние с искренностью, то уже это даст огромный результат.
Наша книга посвящена созданию самодеятельного учительского видео.
В первой части книги мы знакомим вас с чисто техническими вопросами.
Во второй части, переходя к рассказу о видеосъемке, мы поведем разговор одновременно и о художественной стороне, и о содержательной, и о технической. Например, знакомя читателя с правилами съемки пейзажа (художественная сторона), мы говорим о возможной роли пейзажа в фильме (содержание), а также о технике съемки пейзажа (боковой свет, передний план и пр.). Мы так подробно останавливаемся на этом потому, что хотим приучить вас выделять три важные стороны работы над фильмом. Три стороны видеопроизводства - содержательная, художественная и техническая - глубоко неразрывны и требуют к себе равновеликого внимания. Подобно тому, как не возможно добиться устойчивости штатива, убрав одну из трех ног, нельзя снять красивый фильм на плохой пленке; также нельзя вытянуть содержание фильма, не позаботившись о поиске художественных приемов, раскрывающих смысл и значение фильма.
В третьей части книги мы останавливаемся на вопросах безопасного применения видео в школе.
Итак, в нашем пособии вы, уважаемый коллега, сможете найти ответы на большинство вопросов, которые могут возникнуть у учителя по данной теме. Например:
Мы сразу рекомендуем заглянуть в список дополнительной литературы, которую не вредно почитывать параллельно с этими заметками. Используйте следующие издания:
Кому-то, наверное, наша книга покажется технически сложной, перенасыщенной терминами, англоязычными заимствованиями. И все же мы старались сделать разговор доступным для всех, в том числе и для людей, не имеющих специального технического образования.
© 2009 N.V.Smirnov, I.B.Smirnova. | Далее >>> |