ЧАСТЬ 2. Как снять видеофильм в школе
Есть три великих требования к кино: ясность содержания, художественная выразительность, техническое совершенство. Значение имеет триединство этих требований, а, вот, по одиночке - они не имеют силы, поскольку умаление роли любого из слагаемых неизбежно приводит к разрушению всего фильма. Так художественные приемы должны помогать раскрывать содержание, а отточенность исполнения, четкость технического решения сделают эти приемы истинно художественными. Как часто в любительской практике приходится с сожалением констатировать, что неплохо в целом задуманный фильм оказывается загубленным элементарной небрежностью, плохим качеством звука, царапанной пленкой и т.д.
Не допускайте никакой небрежности в съемках и монтаже. Если какой-либо прием или переход не удается сделать достаточно чисто, то всегда намного лучше отказаться от него вообще, чем объяснять зрителям, что вы хотели то-то и то-то, но просто не получилось.
Банальность является противоположной стороной выразительности. Старайтесь найти приемы и средства, позволяющие зрителю в обыденном увидеть красоту, эстетику, очарование. Ищите на съемочной площадке, так называемые, “вкусные” кадры. У хорошего оператора даже помойка будет “вкусной”.
Видеофильм, если судить чисто внешне, состоит из двух слагаемых: изображения и звука. Поэтому, чтобы научиться снимать камерой, надо выработать у себя навыки “для рук”, навыки “для глаз” и навыки “для ушей”. Отсюда понятно, что в ближайшее время вам предстоят упражнения, разучивания, тренировки (этюды) с целью выработки этих самых навыков.
Если вы, дорогой читатель, думаете, что процесс съемки сугубо творческий, где не должно быть места шаблону, то мы должны вас несколько разочаровать. Разученные до автоматизма схемы действия оператора, движения камеры, стандарты членения эпизода на кадры, на фазы действия, стандарты построения кадра и композиции так же необходимы для оператора, как для музыканта умение играть гаммы и этюды. Без устали, до автоматизма разучивайте одни и те же ходы, приемы, чтобы они давали стабильный, устойчивый результат при любых обстоятельствах съемки, и творческие находки не заставят себя ждать.
© 2009 N.V.Smirnov, I.B.Smirnova. | Далее >>> |