ЧАСТЬ 2. Как снять видеофильм в школе

2.3.2. Съёмка статичных планов

Теперь, когда вы немного научились пользоваться камерой, настало время выработать навыки для глаз и параллельно знакомиться с языком кино. Главное правило сейчас: камера не должна двигаться (всему свое время). Ваша работа пока больше будет напоминать работу фотографа, чем видеооператора.

Выполним для начала очень важные упражнения на углы съемки.
Вертикаль. Зритель понимает, что невертикальность вертикали в кадре, если это не оправданно как-то художественно, есть обыкновенная небрежность оператора.

Правило: “чуть-чуть несоответствие” есть грубая ошибка! Это надо понимать так: всякая небрежность, неряшливость или неточность в работе оператора однозначно недопустима.

Недопустимо, когда случайно цвет объекта сливается с цветом фона, не допустимо иметь в кадре два одинаковых цвета чуть разного оттенка (песочно-желтый и лимонно-желтый), недопустимо случайное пересечение композиционных линий или их нестрогая параллельность и т.д. Также недопустимо дрожание камеры, привыкайте держать камеру в руках твердо. Таким образом, упражнение на вертикаль можно рассматривать более широко - как упражнение на навык замечать у себя в кадре “чуть-чуть несоответствие”. В дальнейшем, если при оперативной съемке вы заметили потерю вертикали в кадре или другие нарушения, надо постараться плавно и незамедлительно исправить замеченный недостаток (зритель это воспринимает легче, чем продолжение брака по картинке). Можно попробовать довернуть кадр в нужное положение при монтаже на компьютере, но переснять - это всегда лучшее решение.

В упражнении No2 вы должны привыкнуть снимать так, чтобы при любой ситуации в кадре вертикальные линии оказались строго параллельными вертикальным краям рамки экрана (при этом горизонтальные линии в кадре вовсе не обязательно должны быть всегда горизонтальными!) Для тренинга поснимайте натюрморт, портрет, интерьер неподвижной камерой без использования наездов и отъездов.

Лучше сразу начать развивать навыки сюжетной съемки и съемки встык. Когда вы работаете с кадром, вы можете работать как фотограф, но когда за первым кадром следует второй – вы уже оператор видео. Не выпадайте из нашей технологии, где всякой съемке предшествует работа над смыслами. Сперва намечайте некоторый сюжет с кульминацией в середине и точкой в конце. Например, портрет: пожилой человек смотрит телевизор, видит кадры военной хроники, берет с полки семейный альбом, рассматривает фотографии прежних лет, где он в военной форме, последний кадр - символ: герой в окружении своей семьи. Разбейте сюжет на кадры, выберите чередование крупностей, ракурсы. Попробуйте снять этот эпизод неподвижной камерой встык. Имеется в виду, что камера не движется только во время самой съемки, в то время как во время прицеливания (при подготовке к съемке следующего кадра), напротив, оператор обязан двигаться, например, для выбора новой точки съемки.

Прежде чем начать снимать запомните на всю жизнь первейшее правило съемки - правило охотника. Перед тем как охотник делает выстрел, он совершает тщательное прицеливание. Так и оператор, сперва выбирает объект, прицеливается к нему, пробуя разные точки съемки, разную крупность, разный ракурс, разную композицию и т.д., а уж, сделав окончательный выбор, начинает съемку.

Часто любитель считает, что сначала надо нажать кнопку “REC”, а потом выбрать, что и как надо снимать. Попробовал бы охотник сперва выстрелить, а потом прицелиться! Что бы он принес домой в качестве добычи? Опытный оператор снимает быстро и сноровисто, как бы почти не прицеливаясь, но это - иллюзия. Опытный охотник тоже стреляет, как бы не целясь, но начинающему так нельзя, до этого еще надо дожить.

Отсмотрите полученный вами материал и дайте себе оценку, в какой мере вы хорошо сумели удержать вертикаль в кадре, насколько твердо вам удается держать камеру, какова ритмическая точность ваших кадров.

Думается, вы потратите много времени и сил, если снимали по сценарной технологии наш этюд. И чем дальше, тем не меньше, но больше сил и времени будет уходить на каждый последующий этюд. Здесь нет парадокса, вы с каждой съемкой будете все больше и больше замечать, как важно сначала все придумать из того, что будет потом снято; и подготовить натуру, свет, точку съемки, компоновку кадра и пр. и пр.; как важно сто раз обойти вокруг объекта съемки, все выглядеть, все высмотреть, все выцелить. А некоторые думают, что профи снимают фильмы без особого труда, за один проход! Царских путей здесь нет. Когда берешь камеру в руки в первый раз, трудно даже представить, какая бездна трудов может вас ждать! Много труда - это хороший признак того, что вы на правильном пути.

Рис 13. Разнообразьте упражнение 2 различным положением камеры при съемке: с плеча, с рук, с колена, с пола, со стремянки, подняв камеру над головой, с разной крупностью, с разных ракурсов, со штатива и т.д. Отсчет времени привыкайте делать по счетчику монитора вашей камеры, начинайте тренировать одновременно чувство ритма, чтобы ваши кадры в этом упражнении были примерно одинаковой длительности. Сразу учитесь твердо держать камеру, чтобы она не дрожала, не прыгала из стороны в сторону (недостатки этого рода хорошо видны на краях экрана). При работе над статикой (этюды 2-13) желательно пользоваться ручной установкой фокуса, в ряде случаев это позволит вам избежать дерганья по фокусу автоматики камеры.

Ракурс - вид с такой точки, когда получаются перспективные сокращения объекта. Ракурсная съемка - съемка под углом, приводящим к значительным перспективным сокращениям, применяется для придания особого значения, характерности объекту. Наиболее сильно ракурсные сокращения проявляются при съемке короткофокусным объективом, поэтому для такого случая трансфокатор камеры переводят в положение “WIDE” (уменьшая размеры объекта).

а       б

Рис. 13. Ракурсные сокращения при съемке здания а) снизу вверх и б) сверху вниз.

Съемка снизу вверх, когда объектив находится ниже нормального положения глаз, создает ощущение превосходства, восторга, торжества, власти, ибо, увеличивая рост людей, высоту предметов, она как бы поднимает их над окружающими и словно возносит к небу, иногда придавая им даже ореол величия (см. рис. 14 а).

Задание на этюд No3 будет такое: найти приемы, позволяющие достичь наибольшей выразительности, психологического эффекта при съемке снизу вверх на примере съемок человека, дерева, колоннады (или здания), интерьера - четыре типа фрагментов по 1 минуте каждый. И помните, мы пока не снимаем никаких движений!

Проверьте качество исполнения задания, но непременно с помощью телевизора, а не по монитору камеры. Чтобы было, что смотреть снимайте максимально много вариантов, варьируйте точки съемки, добивайтесь большей или меньшей “густоты” эффекта от почти незаметного до гротеска. В конце просмотра обязательно сделайте выводы о том, как надо снимать с нижней точки для получения того или иного эффекта, зафиксируйте выводы в дневнике, записной книжке (такие записи ведут все известные и неизвестные режиссеры), описывайте свои достижения не только словами, но и рисунками кадров, мизансцен и т.п.

Если не удалось достичь явного, выразительного результата не оставляйте это дело так. Постарайтесь понять, что мешает: неверная крупность, избыток или недостаток пространства в кадре, лишние предметы в кадре и пр. и пр. Всегда переснимайте неудавшиеся этюды и упражнения до тех пор, пока не получите необходимый результат.

Съемка сверху вниз имеет тенденцию уменьшать объект, подавлять, принижать, придавливать его к земле, показывать как существо обреченное (см. рис. 14 б). Мы иногда неосознанно используем такую точку при съемке детей - это большая ошибка. Они и без того меньше нас, а мы их делаем еще меньше, да еще пытаемся любоваться ими! Старайтесь снимать детей с уровня их глаз.

Этюд No4 будет таким: найдите точки съемки, когда камера смотрит на объект сверху вниз, и позволяющие достичь наибольшей выразительности подавления, принижения объекта на тех же примерах, что и в этюде No3. Еще лучше, если вы продолжите свои попытки снимать сюжетно и встык, для чего возьмите немой диалог двух субъектов, один из которых начальник (лидер, герой), а другой - подчиненный (аутсайдер, неудачник). Можно с каждым кадром развивать тему так, что начальник все более возвышается, придавливая подчиненного, пока на него не находится еще большего начальника, после чего все меняется местами. Вот, вам и кульминация, и развязка. А последний кадр-точку придумайте сами. После съемок точно также проанализируйте свои успехи и зафиксируйте их, при необходимости повторите съемки.

В дальнейшем активно используйте все приемы, которые мы с вами разучиваем, чтобы ваши фильмы были интересны, отличались богатством видеоязыка.

а        б

Рис. 14. Использование ракурсных съемок для а) возвеличивания и б) принижения объекта в этюдах 3 и 4.

Для тех, кто вполне будет удовлетворен качеством съемки на бытовом уровне может пропустить часть упражнений и, ознакомившись с правилами применения наезда, отъезда и панорамирования перейти к съемкам с движением (этюды 14, 21, 24), затем сразу же перейти к изучению правил съемки и к съемке сюжетов (см. оглавление). Остальным же мы предлагаем несколько задержаться и освоить более сложные виды съемок в статике и в динамике. Может быть не всегда найдется возможность снять каждый из предложенных далее этюдов, но чем больше удастся в этом плане сделать, тем большим богатством будут отличаться ваши фильмы. Кроме того, впоследствии всегда можно вернуться при случае к не разученным этюдам.

Косые кадры образуются при повороте камеры вокруг оптической оси, когда она наклоняется вправо или влево, или вообще кладется на бок.

Такая съемка применяется:

-субъективно, то есть для передачи точки зрения персонажа,
-объективно, то есть с точки зрения постороннего, другими словами самого зрителя, что используется для создания диагоналей. Диагонали, направленные по ходу вниз, создают психологическое ощущение скатывающей силы, придавая дополнительный импульс движущемуся телу, “оживляя” неживое, статичное. Диагонали, направленные по ходу вверх, создают ощущение тяжести и трудности движения. Диагональное построение кадра вообще всегда смотрится лучше, чем прямое, поэтому старайтесь в своих съемках почаще использовать диагональные линии, а, если характер объекта таков, что диагональные линии отсутствуют, то можно попробовать получить диагональ с помощью косого кадра.

Задание для этюда No5: снимите подряд два статичных кадра встык (один вслед за другим). В одном длительностью 10 сек человек лежит на диване (кровати), в следующем за ним - комната его глазами, снятая косым кадром в течение 20 сек. Попробуйте разные варианты съемок такого этюда, например, разную крупность, разные углы наклона и т.д. Отсмотрите полученный видеоматериал. В каких случаях удалось наиболее впечатляюще передать субъективную точку зрения, каковы законы (для крупности, направлений и углов) в такой съемке? Если этюд не получился, конечно, нужно подумать, как его сделать удачным и переснять заново.

Этюд No6: попросите своего ассистента продемонстрировать бег на месте и снимите его двумя статичными кадрами с разной диагональю. Разумеется, вариантов должно быть множество и по крупности, и по углам, и по точке съемки и т.д. Что делать со снятым материалом, вы уже знаете. Посмотрите, при каких условиях удается создать в первом случае легкость движения, а во втором - его необыкновенную трудность. Примите к сведению, довольно часто линия горизонта при съемке косым кадром мешает его восприятию. Старайтесь снимать так, чтобы она не попадала в кадр.

Этюд No7: возьмите для съемки небольшую статуэтку или детскую игрушку, в которой запечатлено движение. Наклоните камеру так, чтобы образовалась диагональ и объект как бы приобрел способность к движению (см. рис 16). Попробуйте применить не только косой кадр в этюдах No 5, 6 и 7, но и ракурсную съемку. И вообще, все, что вы освоили, незамедлительно применяйте в других этюдах, так как не сами этюды имеют смысл, а те навыки, что вы у себя вырабатываете в работе над ними.

На примере этюда No 8 мы предлагаем вам попробовать свои силы в создании диагональных композиций, в том числе и с помощью косого кадра. Для съемок подойдет любой вытянутый объект: шпиль собора, букет гладиолусов, гитара, скамейка во дворе и т.п. (см. рис. 16, 17). Каждый из них поснимайте дважды: один раз стандартно, прямым кадром, а другой - диагонально, либо располагая сам предмет по диагонали, либо поворачивая камеру для образования косого кадра, когда объект не может быть повернут диагонально (шпиль собора). Применяйте также во втором случае ракурсные сокращения.

Рис. 15.                         Рис. 16.                          Рис. 17.

Просматривая отснятый материал, решите, как правильно строить кадр, если мы хотим добиться большей его зрелищности за счет введения диагоналей. Всегда ли косой кадр смотрится органично? Когда он скорее есть неуместная вычурность, чем художественная находка?

Нам кажется, пришла пора сформулировать в явном виде то, что вы уже сами, наверное, почувствовали: снимать - это значит, много раз пробовать запечатлеть одно и тоже (в кино это называется дублями), но каждый раз как-то по-новому, постоянно экспериментируя. И каждый раз отсматривая материал, спрашивать у себя: а хорошо ли это смотрится; а почему это хорошо; а, если не смотрится, то почему, что мешает, что надо изменить? Для ответа на эти вопросы требуется художественный вкус, ибо только он может сказать хорошо это на самом деле или плохо. Мы надеемся, что наши этюды не только научат вас держать камеру, но и помогут развить художественный вкус и воображение.

Начинающему свой путь в видеотворчестве не всегда удается точно осмыслить, а почему “не сморится”. Случается также, эйфория от удачного кадра или эффекта заслоняет от новичка неудачные места. Каждое ремесло накапливает определенные традиции, правила о том, что можно и что нельзя. Цель правил заключается в том, чтобы, не жертвуя ни драматическим, ни зрительным эффектом, исключить все уродливое, негармоничное, нелепое, непонятное зрителю, навязчивое, раздражающее.

Если кому-то кажется, что правила и художественное творчество не совместимы, тому надо вспомнить, что абсолютно у каждого вида искусства есть свои правила: в литературе, к примеру, правила орфографии и пунктуации, в живописи - правила смешения красок и т.д. Отступление от этих правил ведет обычно к тяжелым качественным потерям.

В какой степени необходимо придерживаться данных правил? Здесь на первое место мы, разумеется, поставим вкус и художественное воображение, для которых вообще не существует никаких правил. Однако свод правил позволяет создавать грамотное, пусть не самое яркое, но, как минимум, добротное видео.

Иногда верными оказываются не только эти правила, но и отступления от них (например, косой кадр есть нарушение правила вертикали в кадре). Однако прежде, чем нарушать правила, их необходимо изучить и нарушать лишь для достижения какой-либо особой художественной цели, тщательно взвесив все “за” и “против”.

Теперь перейдем к комплексным этюдам, в которых потребуется все, чему вы уже научились. Этюд No 9 назовем натюрморт (по правилам съемки натюрморта снимают также детали машин, выставки, детские уголки в интерьере и т.п.) Основная задача здесь заключается в компоновке отдельных предметов, которая опираясь на цвет, форму, расположение предметов, должна:

-показать, какой предмет главный, основной,
-показать, чем и как связаны остальные предметы между собой,
-передать объем и форму предметов.

Прекрасные примеры натюрмортов можно найти у великих мастеров кисти, особенно знаменитой фламандской школы. Рассматривая их в качестве образца, полезно ответить себе, как решены три вопроса, которые мы поставили чуть выше.

Выберите для съемки несколько книг, расположенных на столе. Чем они объединены, как это передать в кадре? Если это сказки разных авторов, значит при съемке названия книг (точнее принадлежность к данному жанру) должны быть читаемы обязательно. Если их объединяет принадлежность к одному и тому же автору, то читаема должна быть и его фамилия. Еще лучше одну из книг открыть, показав в кадре, таким образом, портрет автора. Попробуйте по-разному компоновать книги, опираясь на их размер, цвет и т.д. Найдите наиболее равновесную, изящную и зрелищную композицию. Попробуйте ее снять.

Очень часто, полученный таким образом результат может быть оценен как посредственный. Что не получилось и почему? Трудность съемки таких объектов как подборка книг, выставка камней и минералов и пр. заключается в плоскостности их, отсутствии заметного объема предметов. Следовательно, надо дать им эту недостающую объемность. Придумали как? Например, книги можно не класть на стол, а ставить вертикально, чуть раскрыв их обложки (если они, конечно, в твердых переплетах). А можно иначе, к книгам добавить естественный на столе, вертикальный предмет, например, вазу с цветами.

Экспериментируйте, но добейтесь выразительности через введение объема в кадр. Где лучшее место для вазы, как она будет связана композиционно с подборкой книг - цветом? пересечением линий? Нельзя, чтобы она осталась чужеродным предметом в композиции. Переснимите сцену. Стала ли она заметно лучше?

Если вам кажется, что чего-то все-таки не хватает, то вы просто молодец. Чего же? Конечно, функционала. Книга жива, когда ее читают, книги же в нашем кадре выглядят пока как мертвые. Придумайте, как снять, чтобы книги были живыми. Можно одну из книг раскрыть и на нее положить очки. Все поймут, что книга жива, она читаема, что читающий где-то совсем рядом, за кадром. Этот интересный и важный прием называется опущением. Можно к этому добавить интимный свет. Рядом с раскрытой книгой, если она, к примеру, научного характера, можно добавить тетрадь и ручку, а можно по-простому - на заднем плане или сбоку от стола с книгами читающего человека - выбор за вами. Поработайте и с другими видами натюрмортов, как мы только что работали с книгами.

Если будет возможность, то тогда этюд No 10 - съемка фруктов, грибов, ягод, цветов и букетов. Встречая в журналах цветное фото ягод, фруктов, грибов, мы восхищаемся их красочностью, порой кажется, что с фото к нам струится их свет и аромат. Как добиться подобного эффекта?

Можно снимать на натуре, но наиболее удачные кадры получаются дома (по соображениям освещения, удобства съемки и возможностей композиции). При этом нужно как можно более точно воссоздать обстановку леса, используя мох, иголки, листья. Тут, наверное, пора сделать замечание по поводу правды в кино. Как ни странно, но наиболее впечатляющие по правдивости кадры чаще получаются именно при их постановке. Не случайно у А.С.Пушкина мы читаем: “...над вымыслом слезами обольюсь”.

Мы не хотим умалять достоинства документальных и натурных съемок. Желание сделать хороший фильм на заданную тему само найдет всему свое законное место. Мы здесь хотели только сказать, что постановка мизансцен, преобразование натуры для достижения большего художественного эффекта для оператора и режиссера такое же важное дело, как и, скажем, техника владения видеокамерой.

Собственно говоря, придумывание (в данном случае, мизансцен), то есть реализация творческого начала, и есть та главная приманка для оператора или режиссера, которая отвечает его внутренней потребности жить, очеловечевая собою мир и, тем самым, решая задачу саморазвития.

Следующее важное для съемки правило - правило постановки: все, что только можно снимать в студии, снимают именно в студии. Все, что можно снять постановочно, снимают только постановочно.

От природы видеоэстетика многих из нас легко укладывается в понятие наивного натурализма. Но всякий художник не ввинчивает в свое полотно живого человека, а пользуется его изображением для создания некоего образа, ведет наше воображение по линии некоей драматургии для выражения некоей идеи. Для живописца важна не сама краска. Он осознанно пользуется цветом краски и ее фактурой для создания своих произведений. Для него краска - материал, также как и человек, которого он рисует, для него только типаж (тот же материал).

Для видео таким материалом служит в основном изображение реальности. (Именно по этой причине в начале своего пути в видео многие и подвержены болезни натурализма). Хорошая эстетика требует большего, чем простое, только предметное видение: от предмета съемок, к изображению этого предмета на экране, образу, который несет с собой данное изображение, к идее, который этот образ выражает. Исходя из этого, в частности, вытекает наше понимание того, что:

-на экране мы всегда видим не то, что снимаем (видео - это иной мир, это особая виртуальная реальность, со своими специфическими законами, часто не совпадающими с законами реального мира), нет смысла тратить время на поиски путей преодоления этого “недостатка”, приближения к “правильной” (натуральной) съемке - ищите пути создания образа, используя изображение данного предмета,
-не следует браться снимать абсолютно все то, что приглянулось: далеко не все снимаемо, и это часто не зависит от вашей квалификации,
-натура - это только лишь сырой материал для видео, она требует преобразования, приспособления для съемок с целью создания образа и для удобства работы оператора.

Вернемся к этюдам. Выделить главное в натюрморте можно с помощью ручной диафрагмы (как при фотографировании). Лучше использовать боковой, направленный, искусственный свет, хорошо передающий объем мелких деталей. Обычно используют штатив, для контроля по свету и композиции нужно использовать телевизор, подключенный к камере как монитор.

Принципиальное значение при съемке натюрморта имеет цвет фона, который должен контрастировать с цветом предметов. Сложнее снять натюрморт из стеклянных предметов. При такой съемке активно используют подсветку фона. После того как вы научитесь использовать движение камеры, нужно будет вернуться к этюдам 9 -13, чтобы придать этим сюжетам динамичность.

Этюд 11. Съемка интерьера. Здесь важно найти правильно точку съемки, чтобы наиболее выгодно просматривались его характерные особенности: площадь, наличие колонн, панно, плафон, пол. Трудности съемки заключаются в том, что помещения обычно освещены неравномерно: сильнее у окон и слабее у глухих стен. Понимая трудности съемки объекта, легко найти их решение. Не следует снимать интерьер в солнечный день, когда падающие в окна лучи усиливают неравномерность освещения, лучше закрыть окна шторами и снимать при искусственном освещении.

Большое значение имеет высота точки съемки. Если интерес представляют предметы, находящиеся на полу или сам пол, то снимают с верхней точки, в остальных случаях снимают с высоты человеческого роста. Обойдите снимаемое помещение, набросайте план съемок, последовательность кадров, чередование крупностей, придумайте кульминационный кадр и последнюю точку в съемке, и только тогда - за дело.

Этюд 12. Съемка пейзажа. Пейзаж может играть в фильме следующую роль:

-как основной “герой” быть самостоятельным, когда он несет основную смысловую и эмоциональную нагрузку в так называемом видовом фильме;
-создавать особое настроение, подчеркивать переживания героев;
-быть фоном, на котором развертывается действие фильма.

Во всех трех случаях пейзаж снимается по-разному.

Очень часто ожидания, связанные со съемкой красот природы приносят их авторам разочарования: от великолепных картин на экране остается нечто совсем невыразительное. Такое несоответствие увиденного и снятого заключается в разнице пространства натуры и телевизионного экрана, а также в переходе от объемности к плоскому изображению. Значит, главное при съемке пейзажа - передать пространство и объем. Для решения этой задачи можно воспользоваться такими средствами: боковое освещение, открытая диафрагма (глубина резкости), передний план, использование диагонали в кадре (ракурсность).

Пейзаж выгодно снимать при боковом освещении, то есть утром или вечером и обязательно при ясной погоде. В этом случае длинные тени создают большую рельефность, что позволяет решать задачу передачи объема при съемке. Этому же способствует дымка, часто появляющаяся в утренние и вечерние часы. Есть правило: солнце в зените - съемку прекратите! Кроме того, при съемке пейзажа утром или вечером, когда снижается контрастность между ярким небом и тенями на земле, удается преодолеть и эту трудность. В пасмурный день пейзаж обычно не снимают.

Если камера предполагает ручное управление диафрагмой, то отверстие диафрагмы надо открыть так, чтобы глубина резкости оказалась не слишком велика, чтобы можно было, наведя резкость на дальний план, получить несколько нерезким передний план и наоборот. Такая расфокусированность части изображения в кадре также хорошо способствует передаче объема.

Глубина пространства в значительной степени усилится, если вам удастся включить в кадр передний план, особенно сильную роль он сыграет, если предметы переднего плана окажутся темнее остальной части кадра. В качестве переднего плана можно использовать дерево (особенно хорошо нависающие ветви деревьев), часть какого-либо строения, фигуру человека или группу людей, при нижней точке съемки - цветы, травы, камни.

Всегда выигрышным оказывается ракурсное построение пейзажного кадра, когда глубину пространства подчеркивает уходящая вдаль перспектива дороги, железнодорожного полотна, столбов линии электропередачи, след самолета в небе и пр.

Большое значение в съемке пейзажа имеет небо. Одноцветное небо, белесое, сплошь покрытое облачностью выглядит плохо. Лучший результат будет, когда небо покрыто редкими белыми движущимися облаками. Хуже смотрятся совершенно неподвижные картины природы. Хорошо, когда движется машина, поезд, самолет, вдруг шелохнется трава, взлетит птица, играет на ветру листочек (инициировать в нужное время некоторые из этих событий вполне может ваш ассистент).

Избыток неба в кадре можно убрать нависающими ветвями деревьев, козырьком здания на переднем плане, избыток грунта - цветами, травами, камнями и т.п.

Прекрасна первая молодая листва, великолепно разноцветье летнего луга, кого не потрясали краски осенней листвы в погожий денек бабьего лета, но передать всю прелесть этих объектов на видео не так просто. Трудность заключена в малой разрешающей способности камеры формата VHS, и поэтому такие объекты снимают только крупным планом. На общем плане такие объекты приобретают характер невыразительных пятен. Попробуйте снимать этот этюд сюжетно, но сначала придумайте сам сюжет, сделайте его раскадровку.

Солнце снимают, когда оно находится близко к горизонту, когда оно имеет большие размеры и не засвечивает остальную часть кадра, следовательно, снимать его нужно рано утром или поздно вечером. Для съемки переводят объектив камеры в положение “TELE” (увеличив объект), при необходимости пользуются штативом, а также ручной диафрагмой, ручным фокусом и ручной установкой цветового баланса в тех камерах, где это возможно. Важно выстроить силуэтно в кадре красивый передний план. Превосходно смотрится солнце, заходящее в море, а также световая дорожка на воде.

Этюд 13. Портрет. Следует различать портрет как изображение лица человека и портрет как жанр фильма. В любом случае портрет не только и не столько показ внешности человека, сколько его характеристика в широком смысле, выраженная теми или иными средствами. При съемке крупным планом старайтесь наряду с внешностью героя раскрыть его эмоциональный строй, который невозможно передать при съемке общим планом. Лицо человека получается лучше, когда съемку ведут длиннофокусным объективом.

Наиболее важная часть работы - освещение, с помощью которого добиваются “лепки” лица, выявляют объемность его форм, фактуру кожи, прически. Большое значение имеет фон, он должен быть или темнее или светлее лица. Фоном также подчеркивают принадлежность человека к той или иной группе людей: книжные полки - это одно, компьютер - другое. Отсутствие выразительного фона нивелирует личность.

Слишком яркий, прямой свет на лице делает его излишне бледным и более полным, слабый свет с глубокими тенями делает его худым, изможденным. Светлый костюм делает человека более крупным, темный - наоборот. Не рекомендуется сниматься в совершенно белой, абсолютно черной и в красной одежде. Светлый фон делает лицо более смуглым.

Есть правила компоновки кадра при съемке портрета:

-над головой человека не должно быть слишком много или напротив слишком мало пространства;
-если голова человека расположена хотя бы частично в профиль, то композиция кадра не может быть центральной: перед лицом человека полагается оставлять больше пространства, чем позади него.

а бвгд

Рис. 18. Ошибки при съемках портрета: а) правильно, б) мало "воздуха" перед лицом, в) нет "воздуха сверху и снизу кадра, г) непредусмотренное совмещение объектов в кадре, д) нет воздуха справа от объекта.

Надеемся, вы привыкли на примерах работы с натюрмортом, что грамотная, выразительная съемка всегда предполагает работу с натурой. Поработайте с человеком, его настроением. Важно, человек будет сидеть или стоять, что у него будет в руках (пустые руки - отсутствие дела).

Наверное, настанет время, когда вам начнет касаться, что окружающий вас мир вещей перестал быть таким привлекательным для съемки, каким он казался по началу, просто не на чем остановиться глазу. Через это проходят, по-видимому, все: “глаз замылился”. Вы просто устали, вы выработали первый творческий слой своей личности. Наш опыт показывает, это быстро пройдет. Лекарство - время. Полезно активизировать свое творческое начало в такой ситуации, увеличив против обычного, посещение художественных выставок, театров, участие в творческих дискуссиях. Полезно иметь на съемках собеседника-коллегу-ассистента (собеседников), с которым всегда можно обменяться мнениями, вместе поискать новые подходы. Смените привычный круг снимаемых объектов, чаще выходите на этюды на улицу, на природу.

 © 2009  N.V.Smirnov, I.B.Smirnova. Далее >>>