Методические замечания |
|
Практическая работа состоит из двух частей: в первой части ученику надо доказать сохранение импульса при центральном ударе шаров, во второй части - при нецентральном ударе.
Ученику требуется доказать, что векторная сумма импульсов шаров после столкновения равна вектору импульса ударяющего шара до столкновения.
Импульс равен скорости умноженной на массу. Величину скорости определяют по длине полета шара при падении с высоты штатива. Интересно применить в первой части шары разной массы, где действия над векторами вдоль одной прямой можно заменить действиями над их длинами. При этом, если массы шаров не одинаковы, необходимо сравнивать не просто длины, а длины, умноженные на соответствующие массы.
Во второй части, которую мы предлагаем делать только более сильным ученикам и при наличии времени, удобнее использовать шары одинаковой массы. В таком случае вместо векторов импульсов можно складывать вектора перемещений по правилу параллелограмма прямо на листе со следами падений шариков.
Контрольные вопросы направлены на понимание сути работы, чтобы избежать механического следования описанию действий.