Зависимости являются основой физического знания. По этой причине практические работы
по изучению зависимости являются по нашему мнению чрезвычайно важными, основополагающими (если только изучение не является фикцией). Не случайно в ЕГЭ по физике уделяется так много внимания знанию и умению пользоваться зависимостями. Надо иметь в виду, что в изучении зависимости есть несколько аспектов. Во-первых, от чего зависит. Во-вторых, как зависит (количественно). В-третьих, всегда должно подразумеваться обратное: "зависит от ..." подразумевает "не зависит от ..." Поэтому в процессе работы мы, меняя параметры колебательной системы, заняты исследованием вопроса "зависит - не зависит", а также "если зависит, то как зависит" период колебаний маятника. Не удовлетворяясь результатом проделанной работы, мы подобрали контрольные вопросы так, чтобы полученные в результате работы знания ученик сразу перевел в фонд активных, дествующих знаний.
Л/р № 5. Изучение зависимости периода колебаний от параметров системы
(на примере математического маятника).
Цель работы: Исследовать, от чего зависит период колебаний математического маятника.
Оборудование: Штатив с муфтой и кольцом; измерительная лента; два шарика (пластиковый и металлический) на нити; часы с секундной стрелкой (секундомер).
Вводная часть: Период колебаний колебательной системы является ее главной характеристикой этой системы. Период колебаний Т это время одного полного колебания. Для большей точности его измерения обычно измеряют время нескольких колебаний t и делят его на число колебаний n:
T = t/n.
В разных случаях на период колебаний системы влияют разные параметры этой системы. В этой работе мы будем менять такие параметры, как массу маятника и его длину.
Ход работы:
Если вы поняли смысл работы, то много лучше ход работы разработать самим. В крайнем случае, смотриподсказку.
1. Закрепите маятники одинаковой длины на штативе (см. рис.) Измерьте эту длину ℓ1 и запишите ее в отчет.
2. Выведите маятники из положения равновесия и подсчитайте число полных колебаний n за t = 30 с.
3. Определите период колебаний маятников T = t/n:
Тяжелого маятника
Тт =
Легкого маятника Тл =
Сравните периоды колебаний маятников. вывод запишите в отчет.
4. Снимите один из маятников, а у оставшегося маятника уменьшите длину в два раза: ℓ2 = ℓ1/2.
5. Выполните задания (п.2) и (п.3). Результаты измерений и вычислений занести в отчет.
6. Уменьшите длину маятника еще в два раза ℓ3 = ℓ1/4.
7. Выполните задания (п.2) и (п.3). Результаты измерений и вычислений занести в отчет:
8. Вычислите квадраты периодов маятников разных длин: Т12=
Т22=
Т32=
9. Вычислите отношения квадратов периодов и длин маятников: Т12/Т22 =
ℓ1/ℓ2 =
Т22/Т32 =
ℓ2/ℓ3 =
10. Сравните полученные результаты (поставьте знак
>, <, =, ≈): Т12/Т22 ... ℓ1/ℓ2
Т22/Т32 ... ℓ2/ℓ3
9. Сделайте подробный вывод, от чего и как зависит и от чего не зависит период колебаний математического маятника.
Контрольные вопросы:
1. Как изменится период колебаний качелей, если на них вместо одного человека сядут двое?
2. Как изменится период колебаний качелей, если, сидящий на них человек, встанет на сиденье?
3. Как изменится период колебаний маятника, если его перенести из воздуха в воду или вязкое масло? Почему?