Методические замечания |
|
Эта работа является логичным и необходимым продолжением предыдущей работы №7 и, естественно, построена на тех же принципах. Главная идея здесь - деление токов в параллельном соединении. Не менее важным является факт одинаковости (неделимости) напряжения на различных участках электрической цепи в параллельном соединении.
Говоря слово идея, мы исходим из того, что идеи важнее знаний. Идеи двигают мир, изменяют сознание. Знание, даже очень обобщенное, всегда конкретно. Наполняйте ваших учеников не только знаниями, но и идеями. Тогда они будут иметь перспективу. Их сознание не будет устаревать вместе с теми знаниями, что имеются в их голове.
Чтобы идеи деления токов и напряжений не стали пустым звуком, мы постоянно к ним обращаемся на протяжении изучения всей электродинамики: это и теория, и лабораторные работы, и решение задач. Да! Задачи мы тоже решаем, опираясь на идеи деления, используя специальный табличный способ оформления задач. В этой же форме мы ведем запись результатов и в л/р (см. например, таблицу в л/р №9). Единство подходов упрощает жизнь ученика, а, значит, содействует его большему успеху.
Впрочем, все сказанное выше относится ко всем идеям физики: и к идее молекулярного строения вещества (идея дискретности), и идеи единства вещества и поля (дискретное в непрерывном), и идеям квантовой механики (порционности) и пр. и пр.
Если вас чрезмерно увлекает философская сторона физики, то заметим, что одними идеями сыт не будешь. Знания - мышцы физической науки. Без них никуда!
Однако мышцы требуют постоянной тренировки. Одним из способов обобщения и закрепления знаний, который мы применяем, является годовой зачет. Если ты не претендуешь на многое, то на тройку достаточно вызубрить наизусть законы физики из пройденного материала и сдать учителю. Без этого положительной оценки в году не будет. Это не слишком сложно, настоящих законов в школьной физике не так много (за седьмой класс, например, их всего два: закон Паскаля и закон Архимеда). Если не учится, то напиши законы в тетради десять раз, покажи учителю, что ты готов проделать небольшую работу по предмету (заодно и запомнишь). Если хочешь больше, то и выучить надо больше: основные правила, формулы, особенности явлений и т.п. На пять надо, кроме всего прочего, понимать основные идеи, изученные за время изучения физики. Именно за все время изучения физики. В конце каждого года кроме материала за текущий год обязательно сдается и материал предыдущих лет. Так закон Архимеда сдается как в седьмом классе, так и в последующих (повторение - мать учения).
Вопросы к годовому зачету, а также точные и правильные ответы даем заранее. Чтобы не перегрузить ученика, а зачет был посильным для всех, отбирайте для него только самый главный материал, самый минимум. Нельзя, да и не обязательно, объять необъятное. Пусть зачет будет простым, тогда его можно будет сделать обязательным. С годами объем материала будет, конечно, расти, но часть его, выученная ранее, уже не представляет труда.
Формулировки некоторых законов, к примеру, законов Ньютона могут оказаться сложноватыми для запоминания некоторой частью учеников, в этом случае мы позволяем вместо полных формулировок давать упрощенные, например:
I ЗН: двигаясь по инерции, тело не меняет своей скорости;
II ЗН: F = ma;
III ЗН: действие равно противодействию и т.д.