Методические замечания |
|
Замечательная во всех отношениях практическая работа.
Мы учим детей и закону Ома, и закону Джоуля-Ленца, и пр. Некоторые из наших детей набирают в заданиях по электродинамике на ЕГЭ значительное количество баллов, а, вот, сменить перегоревшую лампочку не могут. Особенно, если новая лампа не совсем похожа на старую. Надписи на цоколе или упаковке лампы повергают многих из них в настоящий шок. Чему же мы учим их и для чего?!!
В этой работе мы предлагаем из набора различного типа ламп примерно одинаковой световой мощности (светового потока) выбрать наиболее оптимальный вариант для использования в настольной лампе по комплексу параметров. В набор могут входить, например, лампа накаливания 25 Вт, энергосберегающая лампа 7 Вт (20 Вт эквивалентной мощности) и светодиодная лампа 3,6 Вт (20 Вт эквивалентной мощности). Все они создают одинаковый световой поток 200 лм – это важно для возможности сравнения. Параметры ламп мы предлагаем считывать самим ученикам с цоколя ламп или их упаковки для того, чтобы те научились определять пригодность ламп для использования в тех или иных целях. Проблема еще заключается и в том, что на лампе (упаковке) не указываются обозначения величин, а их смысл определяется по наименованию той или иной величины.
Сменяя лампочки в патроне настольной лампы, старшеклассники не только научатся это делать безопасно, но и убеждаются, что подобранные нами лампы примерно одинаковы по световому потоку при визуальной оценке. Для облегчения сравнения мы подобрали лампы с одинаковой цветовой температурой (2700 К), близкой к спектру лампы накаливания.
Затем ученикам предлагается сравнить лампы между собой по различным параметрам: по стоимости (при одинаковости светового потока), по мощности, световой отдаче, долговечности и сделать комплексный вывод о преимуществе светодиодных ламп. Поскольку сравнение идет в цифровом выражении, мы получаем весьма внушительный перевес в пользу энергосберегающих, и тем более светодиодных ламп, по некоторым параметрам в десятки и сотни раз, особенно, если речь идет о долговечности и стоимости эксплуатации. Это особенно впечатляет!
Контрольный вопрос касается подсчета стоимости эксплуатации ламп, в которую входит наряду со стоимостью самой лампы (ламп, если их на период работы одной светодиодной лампы 25000 часов требуется несколько штук для корректного сравнения) и расход электроэнергии с учетом ее стоимости по тарифу (практика показывает, что наши ученики понятия не имеют, как подсчитать стоимость электроэнергии по заданному тарифу). Методика самого расчета нами не дана, это существенно усложняет поиск ответа на контрольный вопрос, помощь здесь могут оказать родители.
Примечания.
- Несоблюдение техники безопасности является абсолютно недопустимым. Всякую торопливость учеников в этом вопросе необходимо пресекать в зародыше.
- При отсутствии необходимых ламп в крайнем случае можно использовать фотографии ламп, приведенных в качестве примера в описании работы.