Дидактические задания по физике |
Пример задания по теме "Колебания и волны." |
Вариант 11- 3.
1. Рыболов заметил, что за 1 с поплавок совершил на волнах 2 полных колебания; расстояние между соседними горбами волн 50 см. Какова скорость распространения волн на воде?
2. На какой диапазон волн рассчитан контур приемника, если его индуктивность 15 мкГн, а емкость может изменяться от 75 до 300 пФ?
3. Какие изменения надо ввести в схему транзисторного генератора, чтобы можно было, получать амплитудно-модулированные колебания? Пояснить чертежом.
4. Разность хода двух когерентных волн равна 15 см. Каков результат интерференции, если:
а) длина волны 10 см; б) длина волны 7,5 см?
Показать материал полностью и распечатать.
Данное задание немногим отличается от предыдущего 11-2, оно основано на тех же принципах.
Урок решения этих задач мы проводим после того, как изучим темы "Механические колебания", "Электрические колебания", "Волны". До этого наши мы с нашими учениками, конечно, решаем отдельные задачи: в качестве примера на уроке, задаем на дом из учебника или задачника, а также тестовые задания 11-4, 11-5, 11-6, но именно урокно именно урок, посвященный самостоятельному решению задач (при возможности обсуждения материала задач с учителем), мы проводим именно теперь, когда появляется счастливая возможность увидеть единым взором все доступные школьнику виды колебаний и волновых процессов одновременно для образования "куста ассоциаций" знаний по данной теме.
Эти ассоциации рождаются из сходности вида графиков колебаний различного вида, изображения волн, из аналогичного вида уравнений разного рода колебаний и волн и т.д. Такое ассоциирование по аналогии позволяет помнить меньший объем информации, облегчает работу ученика. Оно же приучает осознанно находить различия в работе с графиками и уравнениями, иными способами описания колебательных и волновых процессов.
Аналогия - ключевое слово в изучении темы, начиная с проведения аналогии между механическими колебаниями и движением тела по окружности и кончая аналогиями всех колебательных и волновых процессов в природе. На нее мы и опираемся в решении задач по данной теме.
Ответы к задачам 11 - 3.
*) Во всех задачах принято приблизительно считать g=10 м/с2. Значения табличных величин учащиеся самостоятельно берут из справочников, вследствие чего ответы в некоторых задачах могут немного отличаться от указанных ниже.
задача/вариант | 11 - 3 - 1 | 11 - 3 - 2 | 11 - 3 - 3 | 11 - 3 - 4 | 11 - 3 - 5 | 11 - 3 - 6 |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 м/с | 12,5 км | 694 кГц; 1,44 мкс; 2,2 В | x=0,05Cos(2пt+п/2) | 10 мкГн | 0,071 Кл |
2 | 63 м ... 126 м | 128 мкФ | 1/3; 2520 вит | 1,65 км | x=0,05Cos5t | 1,1 А |
3 | - | - | в первичной | возрастает | 330 м | длина волны, увеличивается примерно в 5 раз |
4 | а) min; б) max | min | - | а) max; б) min | - | - |