Обязательные
лабораторные работы по физике
<<< ВСЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 9 КЛАССА. (Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика: Учеб. 9 кл. - 7-е изд. - М. Просвещение. 1999.)
Лабораторная работа по физике. 9 класс.
Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.
Виртуальная версия для дистантного обучения 9-1-lab.

9-1-lab. ИЗМЕРЕНИЕ УСКОРЕНИЯ ТЕЛА ПРИ РАВНОУСКОРЕННОМ ДВИЖЕНИИ
Важно: категорически запрещается использовать виртуальные лабораторные работы вместо реальных! В виртуальной работе ничего нельзя реально измерить или доказать. Эта работа служит лишь для отработки действий в реальной обстановке.
Описание установки.
С помощью штатива можно установить жёлоб в наклонном положении. По этому жёлобу скатывают шарик, ускорение которого нужно определить. Внизу жёлоба установлен цилиндр-упор.
Цель работы:
установить, что движение шарика, скатывающегося по наклонному жёлобу является равноускоренным.
Так как при равноускоренном движении s = at2/2, то должно соблюдаться следующее соотношение: s1 : s2 : s3 : s4 = t21 : t22 : t23 : t24 = 1 : 4 : 9 : 16, где буквой s
Выполнение работы.
1. Подготовьте тетрадь для выполнения работы. Запишите:
- название работы;
- приборы и материалы, необходимые для выполнения реальной работы:
- измерительная лента;
- метроном или электронный секундомер,
- желоб;
- шарик;
- штатив с муфтами и лапкой;
- металлический цилиндр-упор;
- приготовьте таблицу для записи результатов:
Номер опыта s, м Δs, м t, с Δt, с аср, м/с2 ε   Δа, м/с2
1              

2. Введите в поле "Угол наклона" величину от 1 до 5 град, нажмите кнопку "ОК". Жёлоб повернётся на указанный вами угол. Можно использовать и дробные значения.
3. Нажмите кнопку "Пуск", тем самым запустив электронный секундомер. Одновременно с этим шарик получает возможность скатываться по жёлобу.
4. В реальной работе вам предстоит подобрать сначала грубо угол наклона жёлоба, чтобы время скатывания шарика занимало примерно 10 ударов метронома (5 сек), а затем более точно, чуть передвагая цилиндр-упор правее-левее. При использовании электронного секундомера достаточно только подобрать угол наклона. Поэтому и таблица для записи результатов у нас может отличаться от той, что дана в учебнике.
Проделайте опыт несколько раз, подберите такой угол наклона, чтобы время скатывания шарика было ровно 5 сек.
5. Подсчитайте величину ускорения а шарика при скатывании его по жёлобу. Величина перемещения s шарика указана на рисунке.
6. Подсчитайте относительную погрешность ваших измерений ε. Найдите абсолютную погрешность измерения ускорения Δa. Запишите результаты в таблицу. Испоьзуйте их при ответе на контрольные вопросы. Запишите в тетради значение полученного вами ускорения с указанием погрешности.
Ответьте на контрольные вопросы.
Десятичные дроби вводятся через точку. Ответы нужно округлять по правилам приближённых вычислений с погрешностью не более 10%.

Угол наклона =  
град   s = 1.00 м      
Время =   0.00 сек Δt = 0.01 с Δs = 0.01 м      

1. Запишите полученное вами значение ускорения с указанием погрешности.
a = aср ± Δa: ± м/с2
2. Может ли по результатам ваших измерений истинное значение ускорения равняться 0.081 м/с2?
1. Да.
2. Нет.
Ответ №:
3. Может ли по результатам ваших измерений истинное значение ускорения равняться 0.078 м/с2?
1. Да.
2. Нет.
Ответ №:
4. Какой скорости достигает шарик в конце пути?
Ответ: м/с.
5. За какое время шарик достигает середины пути?
Ответ: с
6. По стробоскопическому снимку (см. рис. справа) определите ускорение шарика при свободном падении. Длина одной клетки 5 см, время между вспышками при фотографировании 0,09 с.
Ответ: м/с2
7. Почему найденное вами значение ускорения свободного падения отличается от табличного 9,8 м/с2? Из предложенных ниже выберите один наиболее точный ответ.
1. Сказалась неточность измерения длины клетки.
2. Сказалась неточность измерения времени.
3. Сказалось сопротивление воздуха.
4. В реальном эксперименте невозможно произвести абсолютно точные измерения.
Ответ №: