Суббота, 23.11.2024, 04:36
Запомнить сайт
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сверхзадача


Меню сайта
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Опрос:
"Чиновник и школа". Предварительные итоги голосования


Цитаты по этой теме из интернета
Календарь новостей
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930



27.01.2020.
Всё чаще возникает мысль уйти из школы

23.01.2020.
К чему приводит тотальный контроль в школе?

23.01.2020.
Плюсы и минусы нового министра просвещения

12.10.2019.
Ушёл из жизни А.А Окунев

10.06.2019.
Правда о ЕГЭ

28.03.2019.
Почему российские школьники перестают понимать математику

12.03.2019.
Зарплаты трети российских учителей оказались ничтожно низкими.


Друзья сайта
ЕГЭ и ГИА

Официальный портал ЕГЭ




Официальный портал ГИА



Федеральный
институт
педагогических
измерений

Федеральный
центр
тестирования


Федеральный институт
проверки качества
образования
Статистика
Поисковый анализ сайта Яндекс.Метрика
Установите эту кнопку на свой сайт:
Дидактический материал по физике на //www.sverh-zadacha.ucoz.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Обязательные лабораторные работы

 
Важно: категорически запрещается использовать виртуальные лабораторные работы вместо реальных! 
Предлагаемые здесь виртуальные лабораторные работы входят в список обязательных практических работ для выполнения в курсе физики средней школы.
Они  не являются заменителями реальных практических работ в классе, а могут быть только использованы для подготовки к реальным лабораторным работам в качестве домашнего задания или разборе на уроке с учителем. Также можно использовать эти работы в качестве домашнего задания после выполнения реальной работы для закрепления материала, или, в виде исключения, для учеников, находящихся на домашнем обучении. 
Автору не всегда удавалось в точности перенести учебную ситуацию в виртуальное пространство, но, как показывает опыт, ученики нормально, без особенных потерь готовы воспринимать некоторые условности, к коим приходилось прибегать при переносе учебной реальности в виртуальный мир. Автор здесь использовал весьма простые средства виртуализации, они не позволяют создавать слишком высокую степень реальности виртуального мира, но в этом виделось и преимущество. Не способствует ли слишком глубокое погружение в искусственный мир впечатлений затенению физической сущности учебного материала? Автор также настороженно относится к применению компьютерных лабораторий в обычных классах средней школы. Чёрный ящик, которым, по сути, является для многих учеников компьютер, где не всегда ясно, в результате каких процессов датчики получают экспериментальные данные, закодированный способ получения итоговых результатов, - есть не та физика, которая нужна для правильного формирования физической картины мира, опирающейся не на знания и информацию, а на ясное понимание взаимосвязи явлений природы, умение достигать этой ясности через естественные способы познания на начальном этапе изучения физики.
«Меловая физика», с которой так яростно боролись ведущие методисты страны на протяжении более двухсот лет, побеждает. ИКТ в образовании, несмотря на всю их полезность, ничего, по сути, не меняют, а напротив, усугубляют проблему. Дедуктивный путь познания от сложного к простому, от теории к демонстрации, который так успешен в большой науке, плохо работает на школьном уровне. Более естественным для ребёнка является обратное движение, движение по индукции: от простого к сложному, от эмпирики к обобщению. Этот способ познания должен был бы стать ведущим, не отрицая при этом и примеров познания по дедукции. Но теоретизирование в отрыве от повседневной практики общения с природой явлений рождает схоластическое знание, когда ребёнку всё равно что говорить и о чём, лишь бы угодить учителю. Это рождается из неправильно понимаемой учеником сути науки как таковой, когда наука представляется ученику в виде набора мнений авторитетов, которые следует заучить безотносительно к их содержанию и смыслу. То, что естественные науки являют собой отражение объективной реальности, попыткой понять происходящее в мире вещей, факт неумолимости законов природы вне зависимости от того, что мы о них думаем, понятие научной честности, есть для ученика теперь неведомая тайна. Наборы слов важнее для них каких-то там смыслов. Нравственная кривизна, рождённая этим обстоятельством, превращает слова Сократа «Платон мне друг, но истина дороже» в анекдот.
Знание нашим школьником того, что вода кипит при 1000С, а замерзает при 00С, является полной чепухой, доказывая всю схоластичность их представлений о физике. Вода может кипеть при 1000С, если при этом давать ей некоторое количество теплоты, без которого никакое кипение не возможно, а замерзать она будет при 00С, только, если мы будем интенсивно отнимать от неё тепло. Такое полузнание является характерной особенностью теперешнего образования. Оно уже дошло до самого верха, когда ученику предлагается в качестве экзамена по предмету ЕГЭ, полуграмотный тест на главное умение правильно заполнить лист ответов. Полуграмотный, ибо составлен и применяется вопреки объективным законам такой, например, науки как квалиметрия (наука об измерении качества). Там наверху кажется, что раз они начальники, то им всё можно. Им и наука не указ!
А проблема схоластичности, нежизненности знаний устраняется просто. Знание, пропущенное через призму личного восприятия ученика со всем личным своеобразием восприятия ребёнка, даёт прочную внутреннюю опору для постижения природы. Поэтому так важны практические работы учеников, которые должны были бы стать основным видом деятельности ученика на уроке физики и при домашней подготовке. Это не только более естественный путь познания, но и суть любой естественной науки. Давать ребёнку жмых вместо яблока со всеми его - яблока -  особенностями формы, цвета, запаха – вот достойный образ нынешнего преподавания физики в школе.
Самым простым и естественным способом для начала изучения природы является наблюдение, поэтому это слово так часто встречается в описаниях наших виртуальных экспериментов. Наблюдательность, умение подметить особенности явления важно развивать. Надо понимать, что увидеть можно только то, что ты уже видел  ранее. Увиденное нами, выделенное среди прочего нашим вниманием сопоставляется с теми образами, что уже есть в нашей голове. Иное не возможно! Поэтому так важен опыт наблюдений. Новые образы рождаются из частей прежних, подобно тому, как из пазлов складывается цельная картинка. Но эти «пазлы» должны уже быть у нас в наличии. Мы удивляемся ребёнку: «Как же ты не видишь?!» А всё просто, нет опыта наблюдений.
Важен и другой аспект. Смотрят все, видят немногие. Важна заданность при наблюдениях, сформированная чётко цель наблюдения. Поэтому важно приучить ребёнка обращать внимание на то, что в данном случае заинтересует физика. Не цвет графика, не толщина линии, не на что это похоже, а зависимость. Не то, кто кого как щёлкнул, а каков закон разлетания шариков при ударе. При каждом демонстрационном эксперименте, в каждой лабораторной работе, в каждой домашней практической работе приучать, а как физик это увидит? Говорите с учениками, что они-то сами видят. Если вас это не устраивает, не огорчайтесь, у вас ещё есть шанс. Здесь одних лабораторных работ по типу Знаменского П.А., где ученику всё расписано так, что ему ничего не приходится соображать практически, а остаётся только правильно двигать руками, крайне недостаточно. Слава тем учителям, кто даёт своим ученикам домашние экспериментальные задания, кто считает необходимым вести кружки и факультативы практической направленности.
И хорошо бы параллельно научить детей любоваться природой и удивляться и очаровываться её гармонией.
Ко многим нашим работам прилагаются контрольные вопросы. Их назначение разнообразно, но по сути контролирующими они не являются. Они должны иметь побуждающий эффект и во многом служат для продолжения разговора в классе, ибо вопросы важнее решений. Ответ, птичка в работе не есть результат, а результатом должно быть понимание ответа. Круг вопросов обозначает те необходимые и достаточные для изучения в школе ассоциации, в которые входит данное понятие, иными словами, с чем связано данное понятие. Изучение связей так же необходимо для формирования полноценного образа изучаемого, как и его определение. Приучайте детей также к тому, что ответ часто заключён в том виртуальном эксперименте, который они только что проделали.
И не требуйте от каждого ученика ответов на все без исключения вопросы, оценивать следует не результат, а степень честности и добросовестность работы. Начётничество не лучший способ оценивать труд, оценка ученика должна быть субъективной по определению, ибо она есть способ не наказания, но поощрения.
Пожелания и замечания автору можно отправить здесь!

7 класс
7-1-menz. Измерение объёма тела с помощью мензурки.
7-7 pru. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
7-13. Изучение действия жидкости на погруженное в неё тело.

8 класс
8-1-sravn. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
8-1-lab. Определение удельной теплоёмкости твёрдого тела. 
8-1-met. Определение удельной теплоемкости металлов.
8-1-voda. Определение удельной теплоемкости воды.
8-2-topl. Экспериментальное нахождение удельной теплоты сгорания топлива.
8-3-lambda. Определение удельной теплоты плавления льда.
8-4-r. Определение удельной теплоты парообразования воды.
8-4-2-lab. Определение удельной теплоты парообразования жидкости.
8-5-lab. График нагревания твёрдого тела. 
8-6-lab. График нагревания жидкости. 
8-7-lab. Определение удельной теплоты сгорания топлива.
8-8-r. Измерение сопротивления проводника.
8-9-fa. Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током.
8-10-kpd. Определение коэффициента полезного действия электрического нагревателя воды.

9 класс
9-1-лаб. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.
9-1A-lab. Проверка закономерностей равноускоренного движения.
9-1-B-lab. Проверка отношения путей, пройденных телом при равноускоренном движении.
9-2-lab. Измерение жёсткости пружины.
9-3-pendulum. Изучение колебаний пружинного маятника.
9-3-lab. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.
9-3-g. Измерение ускорения свободного падения на телах Солнечной системы.
9-4-lab. Измерение коэффициента трения скольжения. 
9-4-2-lab. Определение коэффициента сухого трения методом предельного угла.
9-5-lab. Движение тала, брошенного горизонтально. 
9-5-hor. Изучение движения тела, брошенного горизонтально.
9-6-angl. Изучение движения тела, под углом к горизонту.
9-6-lab. Применение закона сохранения энергии для определения силы трения.
9-6-sohr. Проверка закона сохранения механической энергии.
9-7-lab. Абсолютно неупругий удар. 
9-8-lab. Абсолютно упругий удар.
9-7. Условие равновесия рычага.
9-9-imp. Закон сохранения импульса. (Flash)

10 класс.
10-1-lab. Закон Гей-Люссака. 
10-2-mm. Определение молярной массы газа.
10-2-R. Определение универсальной газовой постоянной.
10-2-k. Определение постоянной Больцмана.
10-7-vla. Определение влажности воздуха.
10-3-lab. Изучение движения тела по окружности.
10-4. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. 
10-4-eds. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
10-5. Определение удельного сопротивления.
10-5-ro. Измерение удельного сопротивления металлического проводника.
10-6-e-F. Определение заряда электрона и числа Фарадея.

11 класс.
11-1-pend. Изучение колебаний математического маятника.
11-2-pru. Изучение колебаний пружинного маятника.
11-2-pend. Измерение жесткости пружины методом пружинного маятника.
11-3-lens. Определение фокусного расстояния и оптической силы тонкой линзы. 
11-5-lab. Наблюдение спектров излучения.
11-8-2. Определение показателя преломления среды.
11-8-pre. Изучение преломления света.
11-9-dr. Определение длины световой волны с помощью дифракционной решётки.

Все вирт. лаб/раб Девяткина Е.М. на сайте uchebnik/mos/ru