Дидактический материал по физике - Имена
Пятница, 09.12.2016, 12:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сверхзадача

Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Опрос:
"Чиновник и школа". Предварительные итоги голосования


Цитаты по этой теме из интернета
Календарь новостей
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031



28.09.2016.
Ольга Васильева объяснила, как изменится зарплата учителей.

13.09.2016.
Глава Минобрнауки РФ не будет отменять ЕГЭ.

01.09.2015.
Министр образования не справился с заданием для первоклассника (видео).

01.08.2015.
Просчитались? Горячо обсуждаемый «неуспех» российской сборной на Международной олимпиаде по математике. А.Долгошева.

21.07.2014.
Под грифом «Секретно».
Тайны и мистификации ЕГЭ.
Д.ГУЩИН, учитель года России-2007.


Друзья сайта
ЕГЭ и ГИА

Официальный портал ЕГЭ




Официальный портал ГИА
Статистика
Поисковый анализ сайта Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
Установите эту кнопку на свой сайт:
Дидактический материал по физике на http://www.sverh-zadacha.ucoz.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Имена

 На этой странице я поместил портреты тех педагогов, достижения и педагогические открытия которых особенно ценю. Хотите что-либо понимать в преподавании своего предмета, в воспитании детей, читайте их труды!
 
В.Ф.Шаталов
Виктор Федорович Шаталов (http://www.shatalovschools.ru/)
Виктор Федорович Шаталов. Ученый педагог, народный учитель СССР, преподаватель математики, директор школы. С 1987 г. Заведующий лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР в Донецке. Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов - взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Опорный сигнал имеет ранг педагогического открытия, коих в педагогике случилось не так много. Классно-урочная система Я.А.Коменского, сократовские диалоги... и все?
В начале 70-х гг. XX в. народный учитель СССР Виктор Федорович Шаталов разработал оригинальную новаторскую систему обучения и воспитания школьников. Она стала популярной во многих странах мира. Например, в Китае ее с успехом применяют не только в школе, но и в профессиональных и военных училищах. Шаталов актуализировал и развил установленные наукой закономерности, которые ранее не были востребованы педагогикой. На педагогическую тему Шаталовым написано более 20 книг, многие из них переведены на разные языки мира.
В.Ф. Шаталов разработал в своей методической системе 7 принципов.
 
   -Обучение на высоком уровне сложности.
   -Бесконфликтность.
   -Быстрое движение вперед.
   -Открытые перспективы.
   -Сверхмногократное повторение.
   -Ведущая роль теоретических знаний.
   -Гласность.
 
Система В.Ф. Шаталова включает в себя 6 элементов: организацию сверхмногократного повторения, инспекцию знаний, систему оценки знаний, методику решения задач, опорные конспекты, спортивную работу с детьми. Хотя большинство педагогов ассоциирует систему Шаталова именно с опорными конспектами, сам педагог в своей системе отводил им последнее место.
 
Донецкий педагог-новатор творил невероятное. Уже первый экспериментальный класс в школе Шаталова завершил изучение школьного курса на два года раньше программы, все 33 ученика стали студентами вузов, 17 из них получали повышенные стипендии. Из, казалось, безнадежных учеников (экспериментатору отдавали классы «Г» и «Д») вышли 64 кандидата наук, 12 докторов.
В период перестройки Шаталова увенчали званиями и … закрыли эксперимент. Шаталов, тем временем, совершенствовал свою систему. Однажды преподал годовой курс геометрии в детской колонии (дер. Б.Поля, Ленинградской обл.) за неделю. У экзаменаторов наворачивались слезы - таких безупречных ответов они не слышали и в математических классах.
Теперь во время каникул за 7 дней он дает годовой курс алгебры или геометрии, тригонометрии или физики.

 
Для меня Шаталов - это, прежде всего, опорные конспекты , позволяющие за короткое время дать много информации, при том в форме долговременного хранения. Моими конспектами по физике продолжали пользоваться многие мои бывшие школьники, а ныне студенты ВУЗов, дополняя школьные конспекты неоходимым вузовским материалом, сохраняя основную канву, полученную в школе. (Пример, приведенный в гиперссылке хотя и не мой, но замечательный тем, что является именно опорой, а не просто конспектом, ибо многие из идеи опорных конспектов оставляют только конспекты, наполняя их гиперизбыточным количеством текстовой информации, забивая головы учеников вместо того, чтобы, наоборот, освобождать его для нового материала).
П.М.Эрдниев
Пюрвя Мучкаевич Эрдниев
Пюрвя Мучкаевич ЭРДНИЕВ (р. 15.10.1921, урочище Хуцун Толга, ныне на терр. Красносельского р-на Калмыкии), педагог, математик-методист, академик РАО (1993; акад. АПН СССР с 1989), д-р пед. наук (1973), проф. (1972). Засл. деятель науки РСФСР (1981). На пед. работе с 1939. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Барнаульский педагогический институт (1949), работал учителем в Алтайском крае. После отмены спецпоселения калмыков (1957) преподавал в Ставропольском педагогическом институте. С 1964 зав. кафедрой в Калмыкском педагогическом институте (ныне Калмыкский государственный университет) в Элисте.
          В 50-70-х гг. на материале школьной математики разработал систему укрупнения дидактич. единиц (УДЕ) как технологию изучения взаимосвязанных понятий (уравнения и неравенства; обыкновенные и десятичные дроби; пропорции и проценты; координаты и векторы), в традиционных учебных курсах попадающих в отдалённые разделы. Психологическим обоснованием УДЕ стали идеи контрастных раздражителей (И. П. Павлов), "обратной афферентации" в циклически замкнутых мыслительных процессах (П. К. Анохин), а также идея роли прототипа в умозаключении по аналогии (И. Пригожий). Технология УДЕ предполагает также изучение взаимообратных действий, задач, функций и т. п., обращение упражнений, матричные задания и т. п. Переход от традиционных схем к УДЕ позволяет рационально интенсифицировать учебный процесс, повысить у учащихся качество владения осваиваемым материалом. Они приобретают знания и навыки, важные для целостного восприятия учебного предмета и множества явлений действительности. Эрдниев составил учебники по математике для 1-6-х кл. (1973-89); их апробирование в школах (1977-80) дало основание автору поставить вопрос о расширении сферы использования УДЕ в преподавании предметов школьного курса (учебники разрабатываются) и в подготовке педагогов. Составил "Книгу для чтения по математике" для 1-го класса (на рус. и калм. яз.). В 1992 в Калмыкии учреждена Гос. премия им. П. Эрдниева. УДЕ также является педагогическим открытием.
          Соч.:
          Очерки по методике преподавания математики в ср. школе, Элиста, 1968;
          Аналогия в математике, М., 1970;
          Азбука рассуждения, Элиста, 1971 (соавт.);
          Укрупнение дидактич. единиц как технология обучения, ч. 1, М., 1992;
          УДЕ. Материалы пятой Всерос. научно-практич. конференции, Элиста, 1992 (есть список трудов и лит-ры; соавт.).
В соответствии с этой педагогической технологией, знания, новая информация предъявляются обучающимся в виде так называемых Укрупненных дидактических единиц (УДЕ) – систем понятий, объединенных на основе их смысловых, логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации. Автор технологии - Пюрвя Мучкаевич Эрдниев (г. Элиста).
Учащимся предлагается:
а) изучать одновременно взаимно обратные действия и операции: сложение и вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня, заключение в скобки и раскрытие скобок, логарифмирование и потенцирование и т.п.;
б) сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно: прямая и обратная теоремы; прямая и противоположная теоремы; прямая и обратная функции; периодические и непериодические функции; возрастающие и убывающие функции; неопределённые и «определённые» уравнения; непротиворечивые и противоречивые уравнения, неравенства; прямые и обратные задачи вообще;
в) сопоставлять родственные и аналогичные понятия: уравнения и неравенства, арифметические и геометрические прогрессии, одноимённые законы и свойства действий первой и второй ступени; определения и свойства синуса и косинуса, свойства прямой и обратной пропорциональности и т.д.;
г) сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения, например: графическое и аналитическое решения системы уравнений; аналитический и синтетический способы доказательства теорем (решения задач); геометрическое и аналитическое (через координаты) определения вектора; доказательство «рассуждением» и с помощью граф-схемы и т.п. 
ПРИМЕР: Тема «Табличное и внетабличное умножение и деление», курс математики начальной школы:
5 * 3 = 15  15 : 3 = 5 (второе уравнение в строчке – обратная задача)
50 * 3 = 150  150 : 3 = 50
500 * 3 = 1500  1500 : 3 = 500 
Обучающийся создает самостоятельные аналогии. Понятие «Сотня» и «Тысяча» совмещаются, хотя традиционно между ними – полгода.
Лейтмотивом урока, построенного по системе укрупненных дидактических единиц, служит правило: не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставить исходную форму знания видоизменённой. 
Прекрасное вополощение идеи П.М.Эрдниева об УДЕ на уроках математики встретилось мне у моего близкого друга и замечательного педагога Алексея Игоревича Черкасова (см. его диссертацию "Моделирование как средство управления обучением", полностью основанную на его опыте работы с УДЕ в школах Санкт-Петербурга).
Идеи УДЕ и диалектического видения предмета (в противовес метафизическому) и я широко использовал в своей работе. Ни с чем не сравнимое общение в Техноложке с Николаем Ивановичем Панкратовым, философом по натуре, привило мне глубочайшее уважение к диалектической мысли, за что ему огромное спасибо. С этим связано постоянное стремление вывести моего ученика за пределы известного, туннелирование знаний и методов, нестандартные задания, которые одних раздражали (стихи про физику?-зачем... выучил, сдал, и ку-ку!), а в других будировали мысль.
М.П.Щетинин
Михаил Петрович Щетинин
Михаил Петрович Щетинин родился 6 октября 1944 года в с. Новый Бирюзяк (Дагестан). На педагогической работе с 1966 года. В 1973 году окончил Саратовский педагогический институт (преподаватель музыки и пения). С конца 60-х ведет экспериментальную работу. В 1979–1988 гг. – научный сотрудник АПН. В 1972–1974 гг. – директор Кизлярской музыкальной школы. В 1974–1979 гг. – директор сельской школы-комплекса в пос. Ясные Зори (Белгородской обл.). В середине 80-х работал в школе в с. Зыбково. С 1988 г. – генеральный директор Центра комплексного формирования личности в ст. Азовской (Краснодарский край). Академик РАО с 1992 года. 
Погружение (1980) - также педагогическое открытие.
С тех пор как впервые взволновала меня проблема таланта, прошло более двадцати лет. Не было дня, чтобы не думал о ней.
И возникла мысль: а что, если посмотреть на нашу сущность иначе? По-другому взглянуть на наше тело, мозг? Представить их как одно целое? Очень красивое слово: разум. В нем слышатся два: раз и ум. Единый ум. Множество сведений, “слепков действительности” разом соединены в совокупное во взаимосвязи и отличии составляющих.
В создании условий для своевременного развития всех внутренних сил ребенка, всех его задатков заключается разгадка таланта. Поиски путей интенсификации учебного процесса, “прессование времени” – понятная, доступная вроде бы цель, и так трудно достижимая. Но вот, кажется, ключ к решению проблемы времени найден. Идея возникла не в школьном классе и не за рабочим столом – на деревенской улице, в образе, привычном с детства...
Сруб колодца. Крутится барабан, наматывает цепь и поднимает полное ведро с чистой родниковой водой. Пустое ведро с гулким эхом падает в бездну. Всплеск – оно погрузилось в воду. И вдруг слово-ключ, слово-образ – погружение! А за этим образом другой: цепь, звенья которой крепко соединены между собой, вытягивает полное ведро. И включилась мысль. Школьные предметы – те же звенья. Но сцепления в голове ученика не происходит. Мы пытаемся искусственно соединять их на финише, а надо бы с самого начала крепко связывать параграфы, темы, сосуществующие под обложкой учебника, в стройную, объединенную общей идеей конструкцию Знания. Постигать его нужно, погружаясь в самую суть, то есть усваивая эту идею.
Погружение. Слово обернулось идеей: погружение – это способ познания. Логично использовать его прежде всего в начале знакомства с учебным предметом, чтобы вызвать интерес к нему.
При традиционной урочной системе каждый следующий урок (новая доминанта) как бы стирает предыдущий, обесценивая его значимость. Чтобы определиться, найти “свой” предмет, нужно глубоко погрузиться в него, а не барахтаться на его поверхности, скользить по касательной. Причем работа должна строиться так, чтобы в различных видах деятельности были задействованы все анализаторы (зрение, слух, моторика), индивидуальные занятия чередовались с групповыми и коллективными, репродуктивные задания с творческими.
 
Щетининские погружения применял не только в урочное время. Походы "с длительным отрывом от родителей", погружение в мир совершенно иных отношений, когда ребенок сам и полностью отвечает за себя и других (а иначе в серьезном походе ничего не получится), давали замечательный результат, который легко переносился затем и в школьную повседневность.
Обучение в режиме спрессованного времени - погружение дает качественно иной результат при обучении учителей работе на компьютере в моей сегодняшней работе.
Леонид Владимирович Занков

С системой Л.В.Занкова я познакомился уже в зрелые годы, но принципы моей работы, интуитивно найденные мной, во многом совпадали с тем, что он исповедовал. Первым принципом системы Занкова был принцип обучения на высоком уровне трудности.

Выступая против многократных повторений изученного материала, однообразных и монотонных упражнений, Л. В. Занков ввёл принцип изучения материала быстрым темпом, который подразумевал постоянную и динамичную перемену учебных задач и действий.

Не отрицая того, что начальная школа должна формировать орфографические, вычислительные и другие навыки, Л. В. Занков выступал против пассивно-репродуктивных, «натаскивающих» методов и призывал формировать навыки на основе глубокого осмысления закономерностей той науки, которая легла в основу учебного предмета. Так возник принцип ведущей роли теоретических знаний, повышающий познавательную сторону начального обучения.

Понятие сознательности обучения, которое трактовалось как понимание содержания учебного материала, было в новой системе обучения расширено до осознанности самого процесса учения. Принцип осознания школьниками процесса учения сделал объектом пристального внимания связи между отдельными частями учебного материала, закономерности грамматических, вычислительных и др. операций, механизм возникновения ошибок и их преодоление.

Л. В. Занков исходил из того, что создание определённых условий обучения будет способствовать развитию всех учеников — от самых сильных до самых слабых. При этом развитие будет проходить в индивидуальном темпе, в зависимости от склонностей и способностей каждого ученика.

Симон Львович Соловейчик
«Писатель и публицист Симон Соловейчик», — так представляли его обычно. «Я — сочинитель» — определял он себя сам.Сегодня от этих вроде бы необидных и общеудобных определений приходится отказаться. Нужно выбирать: или просто не замечать Соловейчика, умалчивать о нем — или признать в его лице не только крупнейшего отечественного педагогического журналиста, но и одного из наиболее значительных теоретиков педагогики прошедшего века.
Одна из причин, позволяющая «и замечать, и не замечать» Соловейчика, очевидна: главные имена в педагогической классике двадцатого века — имена практиков. А в биографии Соловейчика учительский опыт занял лишь несколько лет. Годы учительства не были для него годами особенных открытий, они лишь позволили яснее оценивать открытия других, превратить «открывание первооткрывателей» в свою профессию.
 
Не могу не привести нескольких характерных высказываний С.Л. Соловейчика в "Зеркальном".
В. - Говорите, не надо делать замечаний, а хамы?
О. - Вопрос правильный, а ход мыслей неправильный. Если человек ведет себя опасно, его надо останавливать, но дело в том, как остановить.
В. - Говорите не воспитывать. Но зачем тогда нужны воспитатели?
О. - Я сейчас пишу о воспитании "без воспитания". Речь идет не о наборе мер. Например, погибший отец во время войны продолжал воспитывать сына. Что главное в воспитании? Организовать безопасную жизнь для детей и делать так, чтобы им было свободно жить.
В. - Откуда появились нравственные нормы?
О. - Есть только одна нравственная норма: "Добивайся своей цели только за свой счет". Все остальные нормы нравственности - это лишь модификация первой. 
В. - Что значит - воспитанный человек? И как вы относитесь к толстовской идее?
О. - Слово "толстовская" даже слово "буржуазный" - не ругательство. Я не противоречу идее Толстого о передаче духовности детям.
...Януш Корчак говорил, что ни один воспитатель не вырастит 100 прекрасных людей из ста детей. Главное быть педагогом справедливым.
В. - Может ли жизнь воспитывать?
О. - Это греховный воспитатель. Она совсем несправедлива к людям.
В. - Не кажется ли вам, что, проповедуя людям свою теорию, вы пытаетесь их научить жить?
О. - Я не учу жить, а пытаюсь научить воспитывать. 
А.С. Макаренок
Антон Семенович Макаренко
Антон Семенович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего — маляра вагонных железнодорожных мастерских.В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище. В 1901 году с семьёй переехал в Крюков, пригород Кременчуга. Окончил четырёхклассное училище в Кременчуге (1904) и одногодичные педагогические курсы (1905). Работал учителем в железнодорожном училище в посёлке Крюков, затем на станции Долинская. Окончил Полтавский учительский институт с золотой медалью (1917). В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован. В 1917—1919 годах был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских. В 1919 г. переехал в Полтаву.По поручению Полтавского губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, в 1926 году колония была переведена в Куряж под Харьковом; заведовал ею (1920—1928), с октября 1927 года руководил трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых с успехом  применял разработанную им педагогическую систему.
Для меня в Макаренко было важным, прежде всего, его природосообразный подход к воспитанию человека и вера во внутренние силы ребенка. Это не могло рано или поздно не войти в противоречие с педагогикой коммунистического воспитания, исповедуемого, в частности, Н.К. Крупской, исходящего из природной порочности каждого и, как следствие, неизбежное и тотальное насилие для исправления человеческой природы.
С лета 1935 года был сослан (иначе не скажешь, ибо был отлучен от главного в своей жизни) в Киев на должность заместителя начальника трудовых колоний НКВД УССР. По совместительству некоторое время руководил трудовой колонией № 5 в Броварах.
В конце-концов перестала спасать и псевдокоммунистическая риторика, которой Антон Семенович владел превосходно. Макаренко говорил одно, а делал совсем другое (вчитывайтесь в его книги, литературно никудышные (по словам А.М.Горького), но педагогически замечательные).
Оставшись и без этой работы в 1937 году  переехал в Москву, где пытался заниматься литературной, общественной и научной деятельностью.
Скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.