Обязательные
лабораторные работы по физике
<<< ВСЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 9 КЛАССА. (Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика: Учеб. 9 кл. - 7-е изд. - М. Просвещение. 1999.)
Лабораторная работа по физике. 9 класс.
Движение тала, брошенного горизонтально.
Виртуальная версия 9-4-lab.

 H = 30 см
ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА, БРОШЕННОГО ГОРИЗОНТАЛЬНО
Важно: категорически запрещается использовать виртуальные лабораторные работы вместо реальных! В виртуальной работе ничего нельзя реально измерить или доказать. Эта работа служит лишь для отработки действий в реальной обстановке.
Перед выполнением работы полезно ознакомиться с виртуальн6ым экспериментом "9-5. Время движения тела, брошенного горизонтально."
Цель работы: убедиться, что ускорение движения шарика по вертикали постоянно.
Описание установки. В окне анимации (см. справа) изображёны приборы, необходимые для проведения эксперимента. При желании картинку можно увеличить, кликнув по ней мышкой.
Наклонный жёлоб закреплён в штативе под никоторым углом. По нему можно скатывать шарик. Установка смонтирована так, что этот шарик падает на лист белой бумаги, закреплённый на планшете. Планшет закреплён наклонно (в нашем случае под углом 30° к горизонту). Под этим листом находится лист копировальной бумаги красящим слоем вверх. При движении шарика по листу белой бумаги копирка оставляет с её обратной стороны чёрный след - траекторию движения шарика. Её-то мы и будем изучать. Ниже рисунка с установкой мы поместили анимацию следа шарика, а под ней ползунок, позволяющий менять высоту Н относительно нижнего конца жёлоба, с которой пускают шарик.
Выполнение работы.
1. Подготовьте тетрадь для выполнения работы. Запишите:
- название работы;
- зарисуйте установку;
- запишите приборы и материалы, необходимые для выполнения реальной работы:
1) штатив с лапками;
2) жёлоб;
3) шарик;
4) планшет;
5) листы белой и копировальной бумаги;
6) линейка.
- приготовьте таблицу для записи результатов:
Номер
опыта
Время
t, сек
Координата
y, м
Координата
x, м
Ускорение шарика
а, м/с2
Среднее ускорение
аср, м/с2
1 0.1        
2 0.2    
3 0.3    
4 0.4    


2. Подвигайте ползунок и вправо и влево, убедитесь, что форма траектории шарика меняется в зависимости от его начальной горизонтальной скорости. Если мышкой коснуться траектории, то во всплывающем окошке появятся координаты ближайшей точки в формате (y; x). Координаты отмеряются в см, а точки нанесены с интервалом в 0.1 сек. По этим координатам убедитесь, что движение шарика по вертикальной оси не зависит от начальной горизонтальной скорости. Свои наблюдения и выводы запишите в тетрадь.
3. Установите ползунок в положение Н = 45 см. Запишите последовательно координаты всех точек траектории, подвигав по ней мышкой от верхнего до нижнего конца (самую нижнюю точку лучше не брать). Зная время нахождения шарика в каждой точке, вычислите ускорение шарика для неё. Убедитесь, что это ускорение одинаково на протяжении всего пути и не зависит от горизонтальной скорости шарика. Поскольку планшет наклонён к вертикали, то это ускорение будет меньше g = 9,81 м/с2. Запишите найденное значение ускорения шарика и выводы из наблюдений и измерений в тетрадь.
4. Проверьте себя, ответив на контрольные вопросы (см. ниже). Ускорение свободного падения брать как 9,8 м/с2. Десятичные дроби вводятся через точку. Ответы нужно округлять по правилам приближённых вычислений с погрешностью не более 10%.

1. Введите полученное вами значение среднего ускорения.
1. Не зависит.
2. Зависит прямо пропорционально, во сколько раз больше высота, во столько раз больше время падения.
3. Обратно пропорционально, чем больше высота, тем меньше время падения.
4. Зависит от квадрата высоты, если высота в два раза больше, то время падения в 4 раза больше.
5. Зависит от корня квадратного из высоты, если высота в четыре раза больше, то время падения в два раза больше.
аср:
2. По вашим наблюдениям, как это ускорение зависит от начальной горизонтальной скорости шарика?
1. Не зависит.
2. Зависит прямо пропорционально, во сколько раз больше высота, во столько раз больше время падения.
3. Обратно пропорционально, чем больше высота, тем меньше время падения.
4. Зависит от квадрата высоты, если высота в два раза больше, то время падения в 4 раза больше.
5. Зависит от корня квадратного из высоты, если высота в четыре раза больше, то время падения в два раза больше.
Ответ №:
3. Укажите величину горизонтальной скорости шарика в этом движении.
Ответ: м/с
4. Чему равна вертикальная скорость шарика через 0.4 сек от начала движения?
Ответ: м/с
5. Вычислите величину скорости шарика через 0.4 сек от начала движения.
Ответ: м/с
6. Как менялась горизонтальная скорость шарика во время движения? Как менялась вертикальная скорость шарика во время движения? В ответе укажите две цифры без пробелов и знаков препинания
1. Не менялась.
2. Увеличивалась
3. Уменьшалась.
Ответ №:
7. Как менялось ускорение шарика во время движения?
1. Не менялось.
2. Увеличивалось
3. Уменьшалось.
Ответ:
8. Шарик, брошенный горизонтально с высоты H с начальной скоростью  v0 за время полёта t пролетел в горизонтальном направлении расстояние L (см. рисунок). Что произойдёт с временем полёта и ускорением шарика, если на той же установке при неизменной высоте h увеличить начальную скорость? (Сопротивлением воздуха пренебречь.)
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:  
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится  
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, указанном в ответе.
Время полёта. Ускорение шарика:
9. Самолет летит горизонтально со скоростью 900 км/ч на высоте 8 км. За сколько километров до цели летчик должен сбросить груз, чтобы он приземлися в назначенной точке?
Ответ: км
8. С башни высотой 45 м горизонтально брошен камень со скоростью 20 м/с. Через сколько секунд оно упадет на землю?
Ответ: с