<<< ВСЕ МАТЕРИАЛЫ
10 класс. Виртуальный эксперимент
Модель атома водорода по Н. Бору.
Задание 10-9-1.

ПЛАНЕТАРНАЯ МОДЕЛЬ АТОМА
Прозорливый ум Нильса Бора (1885—1962) "увидел" однажды, что атом подобен Солнечной системе: в центре положительное ядро, а вокруг него маленькие "планеты" - отрицательные электроны. Такую модель атома так и стали называть — планетарной (подробнее здесь, видео тут). Как всегда, всё оказалось совсем не так просто, споры о ней не утихают до сих пор.
Компьютерными средствами легко смоделировать устройство такого атома, как водород. Один протон, вокруг которого вращается один электрон. Это моделирование интересно тем, что поможет нам увидеть, как простые и понятные правила и законы могут иметь необычные проявления в природе, и как эти законы и правила помогут нам просто и наглядно объяснить вещи, поначалу ставившие больших учёных в тупик. Формул и вычислений нам конечно не избежать, но отдадим это "умному" компьютеру, а себе оставим самое "вкусное" — смотреть и делать выводы.
Газарязрядные трубки Разряд в газе
<<< Газоразрядные трубки и установка
        для наблюдения спектров
Задание. Понять, как можно объяснить линейчатый спектр излучения атома, как можно снять противоречия планетарной модели атома:
- невозможность падения электрона на ядро;
- наличие стационарных орбит;
- отсутствие излучения при движении электрона по стационарным орбитам.
Важно! Надо понимать, что не всё возможно в нашем мире.
- Природа не терпит пустоты, невозможно представить себе длину предмета без самого предмета. Длина ничего равна ничему. Пространство не может быть разорвано.
Природа скупа и всегда действует по пути связанному с наименьшими затратами (наименьшим действием). Возьмём пример: река, текущая по извилистому руслу. Странно было бы видеть воду реки перепрыгивающую через гору вместо того, чтобы обогнуть её. В физике мы чаще всего имеем дело с полями, образующими потенциалы в рассматриваемой точке пространства. Принцип наименьшего действия, упомянутый выше, органично приводит к требованию непрерывности и гладкости функций, описывающих наблюдаемый мир. Разорванное поле? Приода на такое не пойдёт!
- Силовые линии вихревого электрического и магнитного поля должны быть непрерывны, замкнуты сами на себя и не иметь изломов. Другими словами, не всякое ЭМ поле возможно.
- Все действия (E·t, где Е - энергия, t - время излучения) в природе дискретны, они могут быть только кратны целому h - постоянной М.Планка (иначе будет нарушены предыдущие два пункта). h =6.62607015·10-34 Дж·с = 4.136·10-15 эВ·с.
Польза от изучения электрического разряда в газе.  Удивительным образом характер спектра излучения газов (подробнее здесь) оказался связан со строением электронных оболочек их атомов. Изучая эти спектры можно вычислить энергии электронов на орбитах, а следовательно и радиусы орбит, и период обращения, и скорость электронов и много что ещё, чтобы понять устройство атома. Значения этих величин для электрона в атоме вы сможете видеть в таблице над анимацией. Их для вас любезно будет вычислять компьютер, чтобы не занимать ваше время. Ведь иногда цифры бывают не менее важны, чем формулы и уравнения для понимания происходящего.
В нашем виртуальном опыте мы будем, подавая напряжение на газоразрядную трубку (подробнее здесь), бомбардировать атом водорода электронами, имеющими определенную нами энергию, и смотреть, как поведёт себя электрон атома водорода под этим воздействием. Фото установки вы видите справа, а ещё правее более крупным планом — газоразрядную трубку в темноте. Можно нажать кнопку ВКЛ, чтобы подать на трубку напряжение, и увидеть газовый разряд. Не забудьте после наблюдения выключить питание кнопкой ВЫКЛ, чтобы не грузить процессор вашего компьютера, он ещё вам пригодится.
Описание установки. На анимации (см. ниже справа) условно изображён атом водорода: в центре протон, а вокруг него на одной из стационарных орбит вращается электрон.
Нажав кнопку РАЗРЯД, можно пропустить через газоразрядную трубку импульс тока высокого напряжения. Энергию удара от 0 до 16 эВ мы можем заранее задать движками, значение этой энергии ΔE высветится рядом. Верхний движок задает грубо энергию удара, нижний — более точно. Как только вы зададите энергию, необходимую для перехода электрона на более высокую орбиту, он перейдёт на неё и останется там на некоторое время, а затем перейдет на более низкую орбиту, излучив при этом на короткое время квант света определённой длины волны (цвета). Во второй сверху ячейке таблицы появится значение энергии испущенного кванта света Eкв, а ниже длина его волны λкв. Кванты видимого света будут отображены на короткое время линией соответствующего цвета внизу таблицы (как в спектроскопе).
Замечание. Виртуальный эксперимент является имитацией и служит для целей обучения исследовательской деятельности.
Дробные числа вводите в ответы через точку. Ответы следует округлять по правилам округления с точностью не более 10%.

Счастливых открытий!

Орбита № =1. Радиус орбиты = 53·10-12 м. Скорость = 0 Мм/с.
  Период обращения = 0.153·10-15 с. Энергия Е = -13.6 эВ.
Начнем эксперимент №1 с простого наблюдения. Что это за стационарные орбиты? Чем они отличаются друг от друга?
В нашей модели есть возможность заставить электрон побывать на одной из трёх первых стационарных орбит. Нажмите любую из трёх кнопок ниже 1, 2 или 3, и вы увидите, как меняется движение электрона при его попадании на разные орбиты. Вы наблюдательный человек? Вам удалось подметить все особенности движения электрона, которыми так интересуется физика?
Поиграйте кнопками, и обратите внимание на то, как меняются значения величин, характеризующих движение электрона. Это есть физика!
Номер начальной орбиты электрона в атоме:            

ΔE = эВ;
0              3              6             9            12         15 Eкв = hν = эВ;
 
0.00      0.20       0.40       0.60        0.80     1.00 λкв = c/ν = нм.

Найдите ответы на следующие ниже вопросы. Правильные ответы будут отмечены зелёной птичкой, а неправильные - красным крестиком, когда вы в конце нажмёте кнопку "Отвечаю".

1. Во сколько раз отличаются радиусы орбит друг от друга (n - номер орбиты)? Догадались, что нужно сделать, чтобы это узнать?
1. Радиусы орбит одинаковы.
2. Отличаются в n раз.
3. Отличаются в 2n раз.
4. Отличаются в n2 раз.
5. Отличаются в n3 раз.
6. Отличаются в 1/n раз.
7 Отличаются в 2/n раз.
8. Отличаются в 1/n2 раз.
9. Отличаются в 1/n3 раз.
Ответ №:
2. Во сколько раз отличаются скорости движения электрона по орбитам?
1. Скорости одинаковы.
2. Отличаются в n раз.
3. Отличаются в 2n раз.
4. Отличаются в n2 раз.
5. Отличаются в n3 раз.
6. Отличаются в 1/n раз.
7 Отличаются в 2/n раз.
8. Отличаются в 1/n2 раз.
9. Отличаются в 1/n3 раз.
Ответ №:
3. Во сколько раз отличаются периоды обращения электрона на разных орбитах? Напоминаем: T = 2πr/v.
1. Периоды одинаковы.
2. Отличаются в n раз.
3. Отличаются в 2n раз.
4. Отличаются в n2 раз.
5. Отличаются в n3 раз.
6. Отличаются в 1/n раз.
7 Отличаются в 2/n раз.
8. Отличаются в 1/n2 раз.
9. Отличаются в 1/n3 раз.
Ответ №:

4. Во сколько раз отличаются энергии электрона на разных орбитах?
1. Скорости одинаковы.
2. Отличаются в n раз.
3. Отличаются в 2n раз.
4. Отличаются в n2 раз.
5. Отличаются в n3 раз.
6. Отличаются в 1/n раз.
7 Отличаются в 2/n раз.
8. Отличаются в 1/n2 раз.
9. Отличаются в 1/n3 раз.
Ответ №:
Теперь попробуем объяснить, что это за орбиты и почему они стационарные. На самом деле истинно стационарной орбитой является только первая орбита. С неё в отличие от других электрон действительно никуда не падает, не излучает энергию и может находиться сколь угодно долго. Формулу для вычисления радиуса этой орбиты вы найдёте в любом учебнике физики: r = ε0h2/πme2. Как видим, сюда входят только мировые константы. Значит радиус первой орбиты в атоме водорода определяется значениями нескольких постоянных, стечением обстоятельств устройства нашего мира, а не чьими-то постулатами или квантовыми законами. Достаточно оказалось пока классических законов Ньютона!
Почему электрон с этой орбиты не падает на ядро? А надо просто посчитать для первой орбиты |ЕТ| = 13.6 эВ·0.152·10-15с = 2.0672·10-15эВ·с (у электрона надо забрать его энергию Е на первой орбите за время периода его обращения Т). Что бы это число могло нам напоминать? Так, так, так...
Да это же... h/2 = 4.136·10-15:2 эВ·с = 2.0672·10-15эВ·с! Чтобы упасть на ядро, надо произвести действие в половинку h, а такого быть не может. Половинки кванта не существует, половинками ЭМ волны не излучаются, половинки самолётов не летают! Это просто нельзя чисто арифметически.
А откуда берутся другие стационарные орбиты? Подсчитаем величину E2T2 - E1T1 = h (кому не лень, можете проверить для любой пары орбит). Это ровно квант действия! Значит со 2-й орбиты на 1-ю переход возможен. Электрон не падает с высоких орбит только тогда, когда нижняя орбита занята, падать некуда. Удивительно и то, что в длины этих орбит укладывается целое число длин волн, подсчитанных по формуле λ = 2πr/n, в первую одна, во вторую две и т.д.

Эксперимент №2. Теперь попробуем постукать по нашему атому другим электроном, разогнанным электрическим разрядом.
Пусть электрон вращается на первой орбите (нажмите кнопку 1 в таблице). Заметили вы какую энергию электрон имел на 2-й орбите, когда делали первый эксперимент. Правильно, это -3.4 эВ. Значит переход на 2-ю орбиту с 1-й потребует -3.4 -(-13.6) = 10.2 эВ. Так и поступим. Передвинем верхний движок в табличке вправо на величину несколько большую, чем 10.2, то есть на 11 эВ. Нижний движок следует оставить в крайнем левом положении 0.
Нажмите кнопку РАЗРЯД над анимацией и наблюдайте за поведением электрона и величин, описывающих его движение. Электрон должен подскочить на 2-ю орбиту, проглотив порцию энергии разряда, и, пробыв там немного, вернуться назад на 1-ю, испустив при этом квант энергии Eкв, величину которого для вас подсчитает компьютер и запишет в нашу табличку, а ниже можно будет увидеть и длину волны этого кванта λкв. Чуть правее и ниже на черной полосе спектра изменений мы не увидим, это квант невидимого для нас света - ультрафиолетовый. За один раз уследить за изменениями всех параметров трудно, поэтому понажимайте РАЗРЯД несколько раз, пока не увидите все, что надо (не изменяя положение движков).
Если вы хорошо поняли последний абзац, попробуйте сами нащупать энергию разряда для перехода с 1-го уровня на 3-й, 4-й, 5-й и 6-й. Орбиты больше 6-го уровня не влезут в наш рисунок, не надо к ним стремиться, также не следует задавать энергию 13.6 эВ - энергию ионизации: вы потеряете свой электрон навсегда! Вернуться на исходную можно, перезагрузив страницу. Поскольку энергии высоких орбит лежат близко друг от друга, больше действуйте нижним движком и, только исчерпав его предел, добавляйте верхним 1 эВ, а нижний передвигайте с 0 понемногу пока не увидите желаемый результат. Получилось?
А теперь ответьте на вопросы. Если вам потребуется вернуться к тому или иному опыту при ответе на вопросы, это всегда можно сделать. Будет только польза! Попробуем закрепить увиденное поиском ответов на вопросы.
5. Какова энегрия кванта, испущенного при переходе с 3-й орбиты на 1-ю?
Ответ: эВ
6. К какому излучению относится квант, испущенный при переходе с 4-й на 1-ю орбиту?
1. К Инфракрасному.
2. К красному.
3. К оранжевому
4. К жёлтому.
5. К зелёному.
6. К голубому.
7. К синему.
8. К фиолетовому.
9 К ультрафиолетовому.
Ответ №:
7. Вы заметили, что энергия разряда ΔЕ должна быть больше или равна энергии излучаемого кванта Екв? Выберите из предложенных ниже два правильных на ваш взгляд утверждения.
1. Часть энергии удара идёт на работу выхода электрона.
2. Часть энергии удара расходуется на преодоление трения.
3. Если энергия удара будет меньше энергии кванта, её не хватит для перехода электрона с нижнего уровня на верхний.
4. Часть поглощённой энергии при ударе идёт на переход электрона с нижней орбиты на верхнюю и потом возвращается в виде излучения, а часть идёт на нагревание газа.
5. Часть поглощённой энергии при ударе идёт на переход электрона с нижней орбиты на верхнюю, а другая часть теряется.
Ответы №№:
Эксперимент №3. Интересно заставить водород излучать видимый свет. "Прыжки" электрона на первую орбиту дали нам ультрафиолет. Значит для получения видимого света... Что же нам надо? Видимый свет связан с квантами меньшей энергии, чем ультрафиолет. А как этого добиться? Ну, конечно, надо уменьшить величину прыжка электрона с одной орбиты на другую. И в самом деле, переходы с 6-й, 5-й, 4-й и 3-ей орбит на вторую дают кванты видимого света! Посылаем кнопкой 2 наш электрон на 2-ю орбиту, запускаем кнопкой РАЗРЯД энергию удара поменьше, чем прежде, и, о, чудо!
Делаем так. Выбираем кнопкой номер начальной орбиты №2, верхний движок передвигаем на 2 эВ, нажимаем на РАЗРЯД. Наш электрон в атоме от удара поднимется вверх на 3-ю орбиту, поглотив энергию удара, а затем упадет на 2-ю орбиту, вернёт нам затраченную ранее энергию в виде электромагнитной волны, цвет её на короткое время высветится на черном фоне спектра внизу таблицы. Если не успели разглядеть, что происходит и с номерами орбит, и с положением электрона в пространстве, и с цветом излучения, опыт можно повторить сколь угодно раз.
Всё разглядеть, всё запомнить, всё подметить (а лучше сообразить, что записать в черновик)!
Мы видим не весь спектр излучения, а только одну линию, и только на короткое время, совсем не так как, если бы мы смотрели на излучение водорода в спектроскоп. Это связано с тем, что здесь-то мы видим излучение одного атома в данный момент времени, а в спектроскопе - одновременное излучение множества атомов, но кадый из них излучает только одну какую-то линию и только на короткое время.
А другие цвета как получить? Нижним движком начинаем увеличивать энергию удара не более, чем по 0,2 за раз. Пробуем пускать разряд. Сначала почему-то ничего не изменяется, но вдруг электрон начинает перескакивать уже на 4-ю орбиту вместо 3-ей, а цвет излучения меняется на зелёный. Ура! Остановимся и проделаем опыт несколько раз. Разглядеть, что происходит с номерами орбит, с положением электрона в пространстве, с цветом излучения, опыт можно повторить сколь угодно раз.
Всё разглядеть, всё запомнить, всё подметить!
Добавляем дальше энергию удара. И вот уже электрон переходит на 5-ю орбиту, а цвет кванта света становится голубым. Всё разглядеть, всё запомнить, всё подметить!
Исчерпали ресурс нижнего движка. Тогда ставим верхний в положение 3 эВ, а нижний в 0, и продолжаем увеличивать энергию, но ещё медленнее - по 0,1 эВ. Так можем получить фиолетовый цвет при переходе с 6-й орбиты на 2-ю. Далее продолжать можно, но смысла особого нет, за фиолетовым последует снова невидимый ультрафиолет.
Мы видим, свет излучается при возвращении электрона в атоме с верхней орбиты (номер m) на нижнюю (номер n). На каждой из орбит электрон имеет строго определённую энергию,  следовательно квант излучения будет иметь тоже однозначно определённую энергию, а значит и частоту (длину волны), для видимого света - цвет: Em - En = hν = hc/λ (!) Это соответствует узкой линии определённого цвета в спектре излучения. А теперь вопросы.
8. Каковы энергии квантов для соответствующего цвета видимого излучения атома водорода?
Красный: эВ. Зелёный: эВ. Голубой: эВ. Фиолетовый: эВ.
9. Каковы длины волн для каждой линии видимого спектра атома водорода?
Красный: нм. Зелёный: нм. Голубой: нм. Фиолетовый: нм.
10. На рисунке представлена диаграмма энергетических уровней атома. Какой из отмеченных стрелками переходов между энергетическими уровнями сопровождается поглощением кванта минимальной частоты? (Надо понимать, что схема уровней - это та же самая картинка, с которой вы только что работали).

1) с уровня 1 на уровень 5.
2) с уровня 1 на уровень 2.
3) с уровня 5 на уровень 1.
4) с уровня 2 на уровень 1.
Ответ №:
11. Выберите из трёх схем электронно-графическую схему атома меди. (Кто забыл, см. подсказку из химии!) (Надо понимать, что схема здесь - это та же самая картинка, с которой вы только что работали).
1 2 3
Ответ №:
Ответив на все вопросы, нажмите кнопку "Отвечаю" (см. ниже) для проверки результата. Для тех вопросов, на которые вы ответили неправильно, повторите необходимые опыты, чтобы увидеть правильный ответ.



Список литературы:
- А. ЛЕВИН. Атому Бора сто лет.
- N. Bohr, Philos. Mag. 26, 1 1913. On the Constitution of Atoms and Molecules. Оригинал работы Н.Бора, за которую он получил Нобелевскую премию.
© Н.В. Смирнов. 2020.