125 лет назад вышел в свет сборник статей В.В. Розанова "Сумерки просвещения".
Возвращаясь к напечатанному, мы сделали выборку важных для сегодняшнего образования цитат из этого его труда: "Странная антикультурность".
Удивительно, как мысли, высказанные всемирно признанным философом легко коррелируются с сегодняшими проблемами обучения и воспитания: аниткультурность, эклектичность, непоследовательность и хаотичность деятельности управляющего аппарата, цифровизацией и ее родной дочки процентоманией, идеей ВПР (стражники над стражниками) и пр. и пр.
Как точен философ в определении причин и предсказании результатов! Как будто он писал свои статьи только вчера!
Читайте, если хотите понимать, что происходит с нынешним образованием.
Статья для учителя "Что такое физика?" (PDF). В какой степени все эти ФГОСы, УУД, ВПРы и пр. приносят пользу ученику, содействуют его образованию. Коротенькая статейка о том, что есть главное в преподавании физики в школе.
Что важно, средства наглядности позволяют создавать условия чувственного восприятия явления. Современные технические средства позволяют наделять наглядность свойствами анимации и интерактивности. Эту способность катастрофически мало используют учителя и авторы пособий от простых презентаций до электронных учебников. Бумажное мышление превалирует по-прежнему, несмотря на технический прогресс и доступность.
В конце статьи сделано важное дополнение о феномене кванта знания.
Нет-нет, это не кандидаты, и даже не профессора педагогических наук. И даже не высокопоставленные чиновники от образования. Это простые педагоги, ребят.
ФГОС ООСовцы, УУДисты и метапредметочники хотят поднять умения ребёнка на свою, обозначенную их философией, высоту образования. Не знание предмета, а нечто обобщеннее. Не умения, а сугубо универсальные. И т.д. Причем хотят именно здесь и сейчас, когда учитель решил. Мол, «надо, Федя, надо»!..
13.02.2020 опубликован проект документа «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования».
Не собираюсь рецензировать наукообразный, раздутый до невообразимого объёма документ. Отмечу только некоторые опасные для России моменты.