Пятница, 26.04.2024, 20:39
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сверхзадача

Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Декабрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Главная » 2021 » Декабрь » 13 » Новые поступления в Физическую библиотеку сайта
Новые поступления в Физическую библиотеку сайта
11:28
 В Физическую библиотеку сайта поступило две книги Усовой А.В.
Первая (Усова А. В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики) может быть чрезвычайно полезна тем, кто прописывает УУД к своим урокам. Там вы найдёте полный перечень всех универсальных (и не очень) УД и навыков. Бери напрямую и не надо ломать голову! Поурочно!
Вторая (Усова А. В. Практикум по решению физических задач) единственная в нашей литературе реально посвящена методике обучения решению задач. Ведь даже у Знаменского (П.А.Знаменский. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ) нет методики, а есть методы решения.
Книга сильно затеоретизирована, а учитель "живёт на земле", поэтому позволим себе кое-что сказать от себя. Цитируем и комментируем.
"А. Ньюэлл понятие «задача» определяет как ситуацию. требующую от субъекта «некоторого действия, направленного на нахождение неизвестного на основе использования его связей с известным в условиях, когда субъект не обладает способом (алгоритмом) этого действия."
Это очень жёсткое определение задачи. Обычно учитель не выходит за рамки известных алгоритмов и, может быть, напрасно. Вершиной умения решать задачи является умение ученика выработать свой подход и свой алгоритм. Это не первая цель, но именно к ней надо стремить ученика.
"Два основных этапа решения человеком нестандартной задачи выделяет А. Н. Леонтьев: нахождение принципа решения и его применение."
Именно этому и надо учить! Умению находить подход к решению (умение почувствовать, как ухватить задачку) и умение применять его. Даже в простых задачах обращать внимание ученика на то, почему мы в такой-то задаче не используем законы Ньютона, а, скажем, пользуемся именно законами сохранения. И как правильно использовать его именно в данной ситуации.
И далее, как замечательно:
"Решение — один из необходимых моментов волевого действия и способ его выполнения. Волевое действие предполагает предварительное осознание цели и средств действия; мысленное совершение действия, предшествующего фактическому действию; мысленное обсуждение оснований, говорящих «за» или «против» его выполнения, и т. д. Этот процесс заканчивается принятием решения. Определение решения как волевого действия предполагает неоднозначность принятого решения."
Методика обучения решению задач многих учителей, к великому сожалению, проста: возьми формулу, подставь числа...
Или в более сложных задачах, даём решение, не объясняя ничего и говорим: "Другие задачи решай также". Умненький ученик сам догадается со временем найти основания для такого или другого подхода, выработает свой алгоритм. Он тем самым скомпенсирует нашу методическую некомпетентность (или не желание учить), создав у нас иллюзию, что мы на правильном пути. Но первая же задачка не из сложных, а выпадающая хоть чуть из общего круга - и вот, разбитый нос! К окончанию школы наши даже средненькие ученики должны что-то уметь сами, иначе всё зря!
Просмотров: 225 | Добавил: sverh-zadacha
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]