В статье дано несколько советов по организации обученитя решению задач по физике. Мы советуем уделять время некоторым "малозначительным" вещам, которые по нашему мнению, однако, очень важны: обучение "чистописанию", говорение, диалектические дихотомии: алгоритмизация и эвристика, сущность и кажимость и т.д.. Для решения задач мы отводим специальные уроки. На первых порах важно научить ребенка правильно оформлять решение задач и пользоваться системами единиц, причем первое важнее второго. Особенно важно это для тех, у кого вообще пока все получается плохо, отсутствует большинство общеучебных навыков. Ученик ждет от вас помощи, а не раздражения. Слабые ученики на таком уроке у нас часто работают у доски. Не торопите их. Займитесь с ними «чистописанием». Учите их правильно писать латинские и греческие буквы, правильно обозначать физические величины, приучайте вместо тире (как на математике) писать знак равенства, отчеркивать условие, правильно писать дроби, ставить наименования величин и пр. Помните, что от таких учеников пустой требовательностью и двойками ничего не добьешься, они, как правило, не знают математики, не умеют писать, не понимают, что такое дробная черта и т.п. Но их можно научить! (См., например, метод Яновицкой). А научив, вы решите проблему "поведения на уроке". В уроках решения задач мы часто соединяем в один блок сразу несколько тем. Есть на это и другая, более веская причина. Соединяя в одном блоке (щетининский метод погружения) материал разных уроков (для ученика никак не связанных между собой), мы способствуем образованию столетовского "клубка ассоциаций", обладающего огромной живучестью в сознании ученика, отдельные же уроки умирают в детской памяти, как бабочки-однодневки. На уроках мы приучаем детей говорить с учителем о решаемой задаче. В говорении проявляется мышление. Нет возможности говорить с кем-то вслух, нет и активного мыслительного процесса. Обсуждая с учеником задачу, мы не стремимся подсказать ее решение, а стремимся разговорить ученика, спровоцировать "рассуждалки-обсуждалки", чутко относимся к тупиковым ситуациям, состояниям ступора, ищем возможность обойти образовавшееся препятствие, случается, что в такой ситуации и подскажем продуктивный ход. Никогда не говорим ученику: "Думай!". Он и так старается думать, только еще не умеет этого делать. Часто под словом "думай" ученик подразумевает "вспомни", что далеко не одно и то же. "Думай" у нас - это говори вслух, рассуждай, выстраивай логическую цепочку. Сам ученик в этом возрасте к этому оказывается часто не готов, наша задача разговорить его. Только не позволяйте своим ученикам "выдаивать" из вас решения - дети такие проходимцы, что нам взрослым и не снилось! Мы не требуем от ученика решить непременно все задачи, начетничество здесь неуместно, особенно, когда начинают попадаться хитрые задачки. Надо иметь в виду, что, как и во всем другом, дети проявляют себя очень по-разному. Говоруны проявляют себя быстро; следите, чтобы они не превратились у вас в трепачей и болтунов, держите их строго в теме, твердо пресекая "растекание мысью по древу", требуйте от них высказываний только на языке вашей науки. Молчунов (их обычно не более 1-2 на класс!) вам, скорее всего, разговорить не удастся. Это не беда, они мыслят иначе. Хорошо, если вы добьетесь от них участия в вашем с ними разговором киванием головой или путем односложных ответов. Не путайте их с теми, кто ленится мыслить вслух (их в классе поначалу большинство). Сперва демонстрируйте им те высказывания, которые вы хотите от них услышать, затем требуйте повторить сказанное вами, поправляйте в случае неточности их высказываний, но вместе с тем, как можно меньше дергайте их мелкими придирками и замечаниями. Путь говорят. Только не ждите быстрого результата. Просто верьте в детей и все. Не стесняйтесь отводить для некоторых роль "попугаев". Говорение сделает свое дело. Уже с седьмого класса, формируя научное мышление, полезно четко отделять кажимость от сущности. Особенности условия задачи (выделение значимого) > законы (формулы) > решение. Не умиляйтесь правильности ответов, построенных исключительно на бытовизмах. Сразу "быка за рога", как можно чаще показывайте ученикам уязвимость ответов, найденных по догадке. Догадка - только повод для выбора направления мысли (верного или нет - еще вопрос). Все задания по физике, а также обновления к ним, плюс огромное количество других полезных материалов вы найдете на сайте: http://sverh-zadacha.ucoz.ru © 2012. Н.В. Смирнов, И.Б. Смирнова |